Конспект родительского собрания по теме: «Домашняя игротека по развитию речи у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Самсонова Марина

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского  собрания  по теме: «Домашняя игротека по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Цель:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Повысить роль родителей в организации игровой деятельности по развитию речи ребёнка дома.

Познакомить родителей с играми по развитию речи детей дошкольного возраста.

Укреплять сотрудничество между родителями и педагогами ДОУ.

 

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады встречи с вами. Потому что понимаем ,что без союза с вами –семьями наших воспитанников, без вашей поддержки и помощи, мы не добьемся тех результатов в воспитании и развитии наших детей, к которым стремимся. Тема нашего родительского собрания «Домашняя игротека по развитию речи у детей дошкольного возраста» .

Основная задача речевого развития у детей- это овладение нормами и правилами  родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е  способности общаться.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у ребенка совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире. Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка.

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, обогащению словаря, внимания,  пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь  домой. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся и у них формируется и развивается речь .

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. 

Игра «Скажи наоборот»

В процессе этой игры  у детей развивается  умение подбирать слова, противоположные по смыслу, находить сходство и различие между предметами.

Утро – ночь

Солнце – луна

Твёрдый -мягкий

Зима-лето

Жара- мороз

Большой- маленький

Толстый-тонкий

Легкий-тяжелый

Чистый-грязный

Смеяться- плакать

 А сейчас предлагаю вам поиграть в игру    Игра «Ты идешь и я иду»

Цель этой игры закрепление в речи детей глаголов с разными приставками.
Например  я говорю -Ты выходишь, и я выхожу.
Ты обходишь и я обхожу

Ты подходишь, и я подхожу
Ты  заходишь, и я захожу
Ты переходишь, и я перехожу
Ты  едешь, и я еду
Ты летишь, и я лечу

В игре «Кто – откуда?» мы  развиваем умение  составлять грамматически правильные предложения  используя  предлоги.

Откуда вышел папа? (Папа вышел из магазина.)
Откуда выехала машина? (Машина выехала из-за дома.)
Откуда вылезла кошка? (Кошка вылезла из-под скамейки.)
Куда зашел мальчик? (Мальчик зашел в подъезд.)
Где сидит ворона? (Ворона сидит на дереве, на ветке.)

Откуда вылетел воробей? (Воробей вылетел из кормушки)

Следующая игра  по развитию речи у детей «Отгадай предмет по названию его частей» в этой игре у детей расширение словарного запаса, развитие слухового внимания.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Лестница , подъезд ,этаж ,крыша , квартиры ,чердак , подвал( дом)

Кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса, в салоне — сиденья, поручни.(автобус)

Голова, шея, тело покрытое перьями, крылья, ноги, хвост, пара глаз ,клюв(птица)

Голова, шея, плечо, грудь, рука, живот, спина, нога, колено, стопа, локоть, кисть (человек)

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Голова, шея, тело покрыто шерстью, передние конечности (лапы), задние конечности( лапы), хвост, глаза, нос, уши( собака)

Предлагаем Вашему вниманию игры на кухне, которые помогут подружиться ребёнку со словом, отыскивать и подбирать слова по смыслу, активизировать речь. Эти игры интересны и полезны детям, они не требуют много времени. Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивается, учится общаться. Игра «Покупки»

Цель: Обогащение словарного запаса.

Мама: Давай вместе выкладывать принесенные из магазина покупки и выполнять различные задания.

Мама: Назови продукты, которые не нужно варить или жарить.

Ребенок: Яблоко, сыр, хлеб, йогурт, сок.

Мама: Какие из купленных продуктов ты считаешь самыми вкусными, тяжёлыми, лёгкими, жирными, сладкими?

Ребенок: Самое вкусное – это мороженное, самое тяжёлое – картошка, самое лёгкое – йогурт, самое жирное – масло, самое сладкое – сахар.

Пальчиковая гимнастика «Кулинарная»

В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами  ладоней).

Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону).

Засыпаем всё мукой, ( движение руками: жмём-жмём).

Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки).

Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки).

В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из стороны в сторону).

И оладушки печём! (хлопаем в ладоши).

(загибаем пальчики на одной руке на каждую  строчку) :

Блинчик – папе!

Блинчик – маме!

Блинчик – бабушке Наталье!

Блинчик – дедушке Кузьме!

А последний блинчик – мне!

Игра «Какой сок?»

Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные, развивать у детей речевую активность.

Как называется сок, если он из абрикосов?( абрикосовый) апельсинов?(апельсиновый) груш?(грушевый) яблок?(яблочный) клубники? (клубничный)лимона? (лимоновый) моркови? (морковный) помидоров?(томатный) слив?(сливовый) вишен? (вишневый).

        Игра  «Из чего готовим?»

Цель: обогащать словарный запас, развивать устную речь.

Мама: Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления.

Ребёнок: Вода, картошка, капуста, помидоры, лук, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло.

Игра  «Какой суп?»

Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные, развивать у детей речевую активность

Какой суп, если он из картошки? ( картофельный) фасоли? (фасолевый) гороха?(гороховый)  рыбы?(рыбный) курицы? (куриный) пшена?(пшённый) свёклы? (свекольный) грибов?( грибной)  овощей? (овощной)и пр.

                        Игра «Отгадайте что в руке»

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры:  Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

И в заключение :

Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...

Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»...

Конспект мероприятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 4-5 лет По теме: «Домашние животные»

Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развитие  связной речи детей.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и испол...

"Домашняя игротека по развитию речи для детей 5 - 7 лет"

Предлагаю Вашему вниманию познавательные и увлекательные задания. Эти задания для тех взрослых, которые хотят, чтобы их дети говорили правильно, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при это...

Презентация опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая...