Особенности речевого развития детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Чистякова Людмила Ивановна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме деловой игры  

«Особенности речевого развития детей 3 – 4 лет»

с участием логопеда Потемкиной Н.А.  от 27 апреля 2022г

   Возраст 3 – 4 лет психологи называют возрастом «почемучек». Детям интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: Почему? Как? Зачем? Куда? Что будет, если…? При этом важно помнить, что ответ должен быть кратким и понятным, так как длинный ответ выслушать не способен.

   В возрасте 3 – 4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребенком, коверкать слова, говорить и ошибаться как он – это надолго задержит развитие правильного звукопроизношения. Вредным оказывается общение с малолетними детьми.

Что же должно насторожить родителей и быть поводом обратиться к логопеду за помощью?

  1. Если в 3 – 4 года у ребенка отсутствует фразовая речь (малыш должен пользоваться развернутыми фразами, состоящими из 3,4 и более слов; пока в речи преобладают простые распространенные предложения, состоящие не только из сущ. и гл., но и прил., нар., мест., притяж. прил. с использованием предлогов и союзов).  
  2. Речь ребенка не понятна окружающим (артикуляционная моторика у детей данной возрастной группы улучшается, фонетические нарушения еще возможны, но они быстро корректируются, например, недостаточно четкое произношение шипящих и свистящих (ц, ч); отсутствие или замена л, р; перестановка слогов в слове или сокращение структуры слова ( «масалет», «весипет»).
  3. Наблюдается заикание или запинки в речи.
  4. Не выполняет словесные команды.

Показатели очень индивидуальны, но существуют нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.

  1. Ребенок должен знать и проговаривать собственное имя, фамилию и отчество.
  2. Называть имена близких родственников и друзей.
  3. Описывать увиденную ситуацию.
  4. Распределять в речи предметы по группам (посуда - …, одежда - … и т.д.)
  5. Находить признаки предмета: окно прозрачное; стул деревянный; лимон кислый…)
  6. Разговаривать громко и тихо.

И несколько полезных и неожиданных советов.

  1. Читайте стихи и сказки по возрасту, рассматривайте картинки, задавайте вопросы.
  2. Обязательно поправляйте речевые ошибки ребенка.
  3. Во время общения приучайте смотреть ребенка прямо на говорящего, так он легче перенимает правильную артикуляцию звуков.
  4. Обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо, т.к. слабость челюстных мышц задерживает развитие артикуляционного аппарата.
  5. Не забывайте развивать мелкую моторику – т.е. малыш как можно дольше и чаще должен работать своими непослушными пальчиками ( пусть малыш сам застегивает ботинки, засучивает рукава, помогает одеться куклам). Детские пальчики будут становиться проворнее, а речь понятна не только маме, но и окружающим.

Грамотная и чистая речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

Ритмичная чистая речь – это, в первую очередь, правильное произношение звуков. Это обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной (комплексной) работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие о согласованные движения помогает артикуляционная гимнастика. Это упражнения, которые включают отработку положения губ, языка и неба.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет быстрее преодолеть речевые дефекты; повысить тонус мышц, щек, губ, языка («убрать кашу во рту»).

Хорошо, если упражнения будут выполняться напротив зеркала, в которое ребенок видит свое отражение и того, кто с ним занимается.

«Вкусное варенье»

«Иголочка»

«Качели»

«Лопата»

«Часики»

«Горка»

«Хоботок»

«Хомячок»

«Улыбка»

«Месим тесто» и др.

Каждое упражнение надо выполнять до 10 раз. Другие упражнения помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух).

Игра «Эхо». Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч. Взрослый бросает мяч ребенку и громко произносит сочетание звуком «ау», «уа», «ои» и т.д. – ребенок тихо повторяет и наоборот.

Игра «Пароход». Цель: развитие силы и высоты голоса. Предложить детям погудеть «ду-ду-ду» как большой пароход, маленький, как пароход, который плывет близко, как плывет далеко.

Игра «Хлопни, когда услышишь». Цель: учить выделять заданный звук. Взрослый задает определенный звук «м» и называет медленно цепочку звуков «А», «о», «г», и т.д и когда ребенок слышит заданный звук, должен хлопнуть в ладоши.

Игра «Угадай по звуку».  Ребенок сидит спиной или закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы, а ребенок называет или показывает услышанные звуки.

Игра «Радисты» Ребенок повторяет отхлопанный ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

Артикуляционный или логопедический массаж.  Рекомендован для детей с различными речевыми расстройствами для активизации и коррекции речевых дефектов. Этот массаж нормализует работу мышц речевого аппарата, улучшает тонус и состояние голоса.

1 упражнение. Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание (растирание) щек от мочек к крыльям носа

2 упражнение Цель: расслабление скуловых мышц. Описание: легкое поглаживание (растирание, пощипывание), от мочек к середине подбородка.

3 упражнение. Цель: расслабление губ. Описание: легкое поглаживание (описание, разминание, пощипывание, покалывание) губ от углов к центру.

4 упражнение. Цель: расслабление мышц шеи. Описание: поглаживание шеи сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...