Программа "Только ВМЕСТЕ"
рабочая программа (старшая группа)

Калиничева Виктория Александровна

Взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolko_vmeste_programma.docx389.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\Только вместе_page-0001.jpg

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Починка.

Принята  на заседании                                                                                    Утверждена

педагогического совета,                                                                                  приказом №    от

протокол №       от                                                                                            заведующий МБДОУ д/с №1 г.                  

                                                                                                                            г. Починка  

                                                                                                                           __________Чижова Е.М.                                  

 

Программа взаимодействия с родителями

«Только ВМЕСТЕ»

Срок реализации: 2 года.

 

                                                              Педагог:

                                                                  Калиничева Виктория Александровна

Паспорт программы

Наименование

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Починка.

Наименование

программы

«Только ВМЕСТЕ» 

Автор

программы

Калиничева Виктория Александровна

Нормативно-правовые разработки

программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Национальная доктрина образования Российской Федерации;
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования;
  5. Семейный кодекс Российской Федерации;
  6. Устав МБДОУ д/с №1 г.Починка
  7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.

Цель программы

Создание условий  для формирования позиции сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников  с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

Задачи программы

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.                                                                      - Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.                                                                                                 - Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с МБДОУ.                            - Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.        - Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Срок реализации программы

сентябрь 2021 г. по май 2023 г.

Этапы

1 этап – Организационный (1 месяц)

2 этап – Основной (22 месяца)

3 этап – Аналитический (1 месяц )

Принципы программы

  1. Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
  2. Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам;
  3. Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
  4. Принцип доброжелательного   отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
  5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;
  6. Принцип научности;
  7. Принцип конфиденциальности

Участники программы

Воспитанники, педагоги, родители

Ожидаемые результаты

- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

- повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе;

- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Пояснительная записка

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.                              В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.          Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.      Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Программа «Только ВМЕСТЕ» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.

Для успешной реализации программы «Только ВМЕСТЕ» детский сад располагает необходимыми ресурсами, такими как:

- квалифицированные воспитатели и специалисты;

- оборудованная группа;

- музыкальный зал;

-методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности;

- современные технические средства (проектор, экран, компьютер, видеотека, DVD-плеер, телевизор).

Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического материала направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения.

Актуальность

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.  Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.       Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.                                                             Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.                                   При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.

Так была создана программа «Только ВМЕСТЕ».

Цель программы

Создание условий  для формирования позиции сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников  с целью эффективного развития и образования каждого ребенка

Задачи программы

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
  3. Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
  4. Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
  5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Этапы реализации программы

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Этап I «Организационный» (1 месяц)

Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
  • определяются места проведения мероприятий;
  • продумывается техническое оснащение мероприятий;
  • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Основной» (22 месяца)

Цель: реализация программных мероприятий.

Этап III «Аналитический» (1 месяц )

Ожидаемые результаты

Для родителей:

  • активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
  • повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
  • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Для педагогов:

  • обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы

Механизмы реализации программы

  1. Формы общения педагогов с родителями воспитанников.

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя ссемьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.                                                                                                   Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.

Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка.

Формы работы:

- анкетирование, опрос

Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей.

- Беседа

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями.

Методы работы:

- обсуждение общего состояния развития ребенка;

- разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы;

- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.

В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.

Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.

Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам.

- «Информационная корзина (тетрадь)»

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Тетрадь делится на четыре раздела по количеству служб:

-Административно-хозяйственная служба.

В этот раздел родителями заносятся пожелания относительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения образовательного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания.

- Педагогическая служба.

Здесь родители могут сделать запись по оценке работы педагогов и внести соответствующие пожелания в работу этой службы;

- Служба специалистов.

В разделе записываются вопросы, касающиеся проблем воспитания, образования и развития ребенка.

- Медицинская служба.

Записываются вопросы и пожелания относительно медицинской работы.

Родитель может внести свои предложения по работе службы или дать оценку ее работе в удобное для себя время. На основании этих записей ответственные по направлению корректируют работу, а руководитель детского сада имеет возможность сделать выводы о вопросах, беспокоящих родителей и об эффективности работы руководителей направлений и служб.

- Родительские собрания.

Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома. (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.

Формы работы:

Консультирование.

Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно-образовательного процесса.

Формы проведения консультаций:

- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

- практическое консультирование по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее воспитательно-обучающую направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др).

- Семинары-практикумы . (имеет две части: теоритическую и практическую). Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательно-педагогической работы с ребенком.

Методы работы:

- демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;

- совместная деятельность с детьми;

- игры-тренинги.

Темы семинара-практикума определяют сами родители.

- Конференции, круглые столы.

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На конференции, заседания «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями.

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Формы проведения мероприятий:

- праздники;

- спортивные досуги;

- совместные проекты;

- выставки;

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Предлагаемая информация располагается в родительском уголке. Это могут быть:

- режим дня, меню, сведения об учреждении;

- папки-передвижки;

- стенд с фото «вот как мы живем»;

- копилка Добрых дел;

- познавательная рубрика (ответы на вопросы родителей);

- стенгазета (теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме);

- доска достижений и деятельности детей (рисование ,лепка)

- библиотека – передвижка (подбор педагогической литературы по запросу родителей);

Наряду с традиционными методами и нетрадиционными формами работы с родителями в программе используется кратковременный метод проекта.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит эмоциональный контакт, творческое взаимодействие. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.                           С целью возможности профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта разработана концепция работы с коллективом по вовлечению родителей в педагогический процесс, состоящая из 4 блоков.

1 блок – мотивационный, направлен на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

- формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьёй;

-осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

-формирование установки на доверительное, безоценочное взаимодействие с родителями;

-развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

-развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

В работе с педагогами используются такие формы работы как анкетирование («Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»), тестовые опросы воспитателей по методике Е.П. Арнаутовой, практикум общения педагогов с родителями, дискуссии по организации общения педагогов с родителями («Общение с родителями: и сложно и легко», «Кодекс общения педагогов с родителями»)

2 блок – когнитивный, включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

В работе с педагогами используются следующие формы: лекции («Воспитательный потенциал семьи», «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания», «Формы работы с семьёй»), дискуссии («Семейное и общественное воспитание: единство и различие»).

3 блок – практический, включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками.

- развитие у педагогов умения применять методы изучения семьи и образовательные потребности родителей;

- развитие умения прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития;

- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;

-развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

-формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям;

- формирование коммуникативных умений и навыков.

В работе с педагогами используются следующие формы работы: семинары-практикумы («Методы исследования семейного воспитания», «Приглашение к общению»), деловые игры («родительское собрание», «педагогический брифинг»), круглые столы («Наглядные формы работы с семьёй: формальность или эффективное средство общения?»)

4 блок – контрольный, направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей.

Результативность

По результатам первого этапа выполнения программы «Только ВМЕСТЕ» по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников в 2021-2022  учебном году повысился уровень сотрудничества родителей с ДОУ в вопросах формирования здоровья детей, их эмоционального и социального развития. Возросла оценка родителей программных задач игровой и художественной деятельности. Повышается приоритет познавательно-речевого развития и заинтересованность родителей по этому разделу программы. Резко возросло сотрудничество родителей и педагогов по вопросам продуктивной деятельности.    

 Я провела целенаправленный поиск путей решения проблемы, исключающих дидактизм, так как ДОУ выполняет многообразные функции и активизирует «работу»  по осуществлению обратной связи с родителями.     При анкетировании родителей  на вопрос:

-   Что бы вы хотели изменить в жизни детского сада?

-  Какие формы и методы вы предлагаете в работе с родителями?  

Были предложены следующие варианты ответов:

- групповые родительские собрания с приглашением специалистов  -  54%

- родительские собрания с включением открытых мероприятий   - 28  %

- совместные мероприятия ( в игровых и соревновательных формах)  - 16 %

- индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, -2%.

     Исходя из полученных результатов,  выбранные  родителями  формы взаимодействия  я решила объединить  в программу:  « ТОЛЬКО ВМЕСТЕ». Продолжить работу

     Где всей своей работой  я решила доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. 

Принцип  организации и проведения

  1. Единство требований к ДОУ и семье.                                                                    Цель: осуществлять единые требования со стороны ДОУ и семьи.        Задачи:                                                                                                                                   - создать  условия для решения проблемы ( общие программы для ДОУ и семьи, литература для родителей, приобщение родителей к ДОУ);                                           - осуществлять деятельность по поводу детей.
  2. Преемственность и непрерывность в воспитании детей                                        Цель:  осуществлять преемственность и непрерывность в воспитании детей.                                                                                                         Задачи:                                                                                                                                           - вовлекать родителей в жизнь ДОУ;                                                                                                  - проводить обмен опытом между педагогами и родителями.                                              3.  Детско-родительские отношения.                                                                           Цель: осуществлять профилактику конфликтов;                                               Задачи:                                                                                                                                   -выявить  причины конфликтов;                                                                                     - разработать специальные программы.

4.Супружеские отношения в семье.                                                                                      Цель: способствовать созданию оптимального климата.                        Задачи:                                                                                                                 

 - обеспечить влияние  на родителей через ребенка;                                      

 - реализовать индивидуальный подход.

5.Родительское сообщество.                                                                              

Цель: способствовать созданию оптимального климата.                          Задачи:                                                                                                                    

  - обеспечить влияние на родителей через ребенка;                                          

- реализовать индивидуальный подход.

    

Вся работа с семьей строится на приоритете родительского участия в жизни  детского сада.

       Участие родителей в организации в ДОУ встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.

       Воскресные экскурсии ребенка с родителями.

       Выполнение   и решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах.

       Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.

       Беседы с детьми.

       Просмотр  фрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.

       Календарь родителей на различные темы (советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей).

       Шпаргалка для родителей на различные темы (советы, вопросы, обмен мнениями среди родителей, интересные факты).

 

 

Принципы взаимодействия с семьей

1.  Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание  ребенка. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.

2.  Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3.  Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила.

4.  Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5.  Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании  дошкольников  здорового.

6.  Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.

7.   Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка  —  значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так,  за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.

 

                                 Формы и виды работы с семьей

 Интерактивная: анкетирование; интервьюирование;  дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.

Традиционная родительские собрания;

•  семейные спортивные соревнования;

•  творческие гостиные;                                         

. акция «Сделаем наш детский сад красивым»

•  вечера развлечений.

Просветительская использование СМИ для освещения деятельности ДОУ ;

•  организация клуба «Гармония»;

•  выпуск буклетов, информационных листков, памяток;

•  стенд «Детский сад и семья - едины»;

•  уголок в группах.

 

                           Основные направления работы с семьей в ДОУ

 

   Презентация дошкольного учреждения -  знакомство родителей с дошкольным учреждением, нормативными документами, коллективом детского сада, все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей - знакомство родителей  со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

     Педагогический совет с участием родителей  -  привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания  детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Интервью с родителями - помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

     Педагогические ситуации – обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

     Посещение семьи – каждое посещение имеет свою цель, обследование, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

     Педагогические беседы с родителями – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском  собрании, в период консультации. Ведущая роль отводится воспитателю. Он заранее планирует тематику и структуру беседы.

     Тематические консультации – консультации близки к беседам, главное их отличие – педагог стремится дать родителям квалифицированный совет.

     Групповые собрания родителей – на групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

     Круглый стол с родителями -  проводятся в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов для обсуждения с родителями актуальных проблем воспитания.

     Общие собрания родителей – на этих собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

     Наглядная пропаганда – используются разные средства наглядной пропаганды.

     Анализ детских высказываний, поведения, творчества – знакомство родителей с материалами, собранными педагогами, рассматривание детских поделок, коллективных работ, дают оценку умениям, навыкам, развитию воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю.

     Недописанный тезис – помещается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис:  «счастливая семья – это …», «успешный ребенок – это …», «мой ребенок  не хочет идти в детский сад, потому что …» и т.д.

    Портрет идеального родителя – заполняется родителями  на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при  личной беседе, консультации, собрании.

     Портрет идеального воспитателя  - заполняется родителями  на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при  проведении педагогических советов, совещаний, конфликтных ситуаций в группе.

     Проект, как метод работы с родителями  -  детско- родительские проекты, сбор информации, активное участие родителей.

    Мастер-класс – проводит воспитатель в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный  подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника.

     Тренинги как форма работы с родителями -  тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Воспитатель беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей возможно только на добровольной основе.

     Экспресс – опрос – вопросы, связанные с воспитанием детей.

     Семейный клуб  -  оказывает большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, решает проблемы семейного воспитания.

     Дни открытых дверей в ДОУ  - приглашаются  родители, имеющие детей дошкольного возраста.

    Консультации для родителей  -  проводятся не только педагогами, но и приглашаются учителя, врачи, представители других профессий.

     Выступления воспитанников детского сада – песни, танцы, чтение стихотворений, инсценировки. Цель – показать результаты воспитания в детских учреждениях.

 Подводя итоги анкетирования второго этапа диагностики 2022-2023 учебный год, можно сделать вывод о том, что возросло число родителей заинтересованных в рекомендациях педагогов ДОУ. Родители стремятся к поиску необходимой информации, а персонал ДОУ имеет авторитет среди них. Общей для ДОУ и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного ребенка, что невозможно без взаимодействия родителей и педагогов. Увеличилось количество родителей, стремящихся поделиться с педагогами своими педагогическими знаниями, обменяться литературой по какому-либо вопросу, даже дать компетентную информацию или рекомендацию.

Выводы

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: образовался особый тип совместной деятельности («Социальное партнерство») между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой ответственность за обучение и воспитание детей.

Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей).

Реализация программы «Только ВМЕСТЕ» невозможна без активной помощи родителей.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

План взаимодействия с семьёй  

на 2016-2017гг. учебный год

Месяц

Название мероприятия

Цель

Ответственный

Сентябрь

1. Групповое родительское собрание «Я же совсем большой»

- Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями  детей 5-6 лет.  

Калиничева В.А.

2. Проект «Безопасная дорога»

 Совместное развлечение детей и родителей.

Калиничева В.А.

Муз. Руководитель.

4. Детская фотовыставка «Я – пешеход»

Активизировать родителей и детей в участии.

Калиничева В.А.

5.  Информационный стенд ««Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге»

 Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения.

 

Калиничева В.А.

Октябрь

 1. Консультация «Познавательное развитие».

 Дать рекомендации родителям по подготовке  ребёнка к познавательной активности . Технология ТРИЗ.

 Калиничева В.А.

2. Беседа «Гигиена прежде всего»

Соблюдать правила личной гигиены.

Калиничева В.А.

3. Праздник «Журавлиная песня»

Вовлечь родителей  в подготовку      праздника Осени.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

Ноябрь

1. Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность"

 Познакомить родителей с понятием исследовательская деятельность.

Калиничева В.А.

2. Стенд «Наша Родина – Россия»

Привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств у  детей.

Калиничева В.А.

3. Консультация для родителей «Сенсорное развитие»

Привлечь  родителей к изготовлению дидактическихигр по сенсорике в саду и дома.

КалиничеваВ.А.

4. Мастерская добрых дел  (совместная деятельность родителей с детьми).

 

Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Калиничева В.А.

Декабрь

1. Памятка «Гиперактивные дети»

Познакомить родителей с понятием гиперактивность, причинами ее появления.

Калиничева В.А.

2 . Выставка рисунков и поделок «В блеске ёлочных огней»

 Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми.

Калиничева В.А.

3. Праздник «Новый год».

Вовлечь родителей  в подготовку  к новогоднему празднику.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

4. Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе зимой».

Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников.

Калиничева В.А.

Январь

1. Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе»

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника»

Калиничева В.А.

2. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком».

 

Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. Предложить родителям поделиться опытом друг с другом в воспитании детей.

Калиничева В.А.

3. Конкурс построек «Зимушка - Зима»

 Привлечение родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада

Калиничева В.А.

4. Памятка: «Нравственность – это…».

Дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка.

Калиничева В.А.

Февраль

1. Индивидуальные беседы «Игры и упражнения для развития логического мышления»

Развитие воспитательного потенциала семьи.

Калиничева В.А.

2.  Проект «Мой папа…»

 Участие родителей совместно с детьми в оформлении стенгазеты.  

Калиничева В.А.

3. Совместное мероприятие «Папина радость» 

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

4. Консультация « Игровая технология»

Обсуждение проблем интеллектуальной готовности ребенка к школе.

 

Калиничева В.А.

Март

1 Творческая выставка поделок и рисунков «Для тебя моя любимая»

 Привлечь внимание родителей к творчеству детей.

 Калиничева В.А.

2. Совместное создание в группе огород на окне.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.

Калиничева В.А.

3. Праздник «8 марта»

Привлечение родителей к совместной организации праздника.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

Апрель

1. Фотоконкурс          «Интересные животные»

Привлекать родителей к участию в жизни группы

Калиничева В.А.

2. Оформление информационного уголка  

  « Авитаминоз»        

Донесение родителям информации об особенностях авитаминоза.

Калиничева В.А.

Май

  1. 1.Поздравления ко Дню Победы.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

2. Итоговое родительское собрание

 «А что умеет ребёнок? ».

Дать родителям информацию об уровне готовности детей.  

Калиничева В.А.

3. Фотовернисаж:

«Здравствуй лето ».

Вовлечение родителей.  Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.

Калиничева В.А.

 

План взаимодействия с семьёй  

на 2022-2023гг. учебный год

Месяц

Название мероприятия

Цель

Ответственный

Сентябрь

1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе»

- Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями  детей 6-7 лет.  

Калиничева В.А.

     

  1. ПДД

 Совместное развлечение детей и родителей.

Калиничева В.А.

Муз. Руководитель.

4. Детская фотовыставка «Я – пешеход»

Активизировать родителей и детей в участии.

Калиничева В.А.

5.  Информационный стенд ««Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге»

 Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения.

 

Калиничева В.А.

Октябрь

 1. Консультация «Математические способности».

 Дать рекомендации родителям по подготовке  ребёнка к школе в области математики.

 Калиничева В.А.

2. Беседа «Правила хорошего тона»

Соблюдать правила поведения в группе, поощрять теплые взаимоотношения

Калиничева В.А.

3. Праздник «Осенняя ярмарка»

Вовлечь родителей  в подготовку к  осеннему  празднику.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

Ноябрь

1. Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

 Познакомить родителей с понятием нравственно-патриотического воспитания.

Калиничева В.А.

2. Папка передвижка «Наша Родина – Россия»

Привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств у  детей.

Калиничева В.А.

3. Консультация для родителей «Детское экспериментирование – путь к познанию»

Привлечь  родителей к изготовлению атрибутов  для экспериментирования в саду и дома.

КалиничеваВ.А.

4. Мастерская добрых дел  (совместная деятельность родителей с детьми).

 

Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Калиничева В.А.

Декабрь

1. Памятка «Агрессивные дети»

Познакомить родителей с понятием агрессивность, причинами ее появления.

Калиничева В.А.

2 . Выставка рисунков и поделок «Волшебный фантастический новогодний мир»

 Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми.

Калиничева В.А.

3. Праздник «Новый год».

Вовлечь родителей  в подготовку  к новогоднему празднику.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

4. Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе зимой».

Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников.

Калиничева В.А.

Январь

1. Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе»

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника»

Калиничева В.А.

2. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком».

 

Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. Предложить родителям поделиться опытом друг с другом в воспитании детей.

Калиничева В.А.

3. Конкурс построек «Зимушка Хрустальная»

 Привлечение родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада

Калиничева В.А.

4. Памятка: «Искусство прощать и наказывать».

Дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка.

Калиничева В.А.

Февраль

1. Индивидуальные беседы «Игры и упражнения для развития логического мышления»

Развитие воспитательного потенциала семьи.

Калиничева В.А.

2.  Проект «Ребёнок и часы»

 Участие родителей совместно с детьми в выставке « Часы в доме».

Калиничева В.А.

3. Совместное мероприятие «Папа и я  - лучшие друзья»

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

4. Консультация «« В игре готовимся к школе»

Обсуждение проблем интеллектуальной готовности ребенка к школе.

 

Калиничева В.А.

Март

1 Творческая выставка поделок и рисунков «Моя семья»

 Привлечь внимание родителей к творчеству детей.

 Калиничева В.А.

2. Совместное создание в группе огород на окне.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.

Калиничева В.А.

3. Праздник «8 марта»

Привлечение родителей к совместной организации праздника.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

Апрель

1. Фотоконкурс          «Интересные профессии»

Привлекать родителей к участию в жизни группы

Калиничева В.А.

2. Оформление информационного уголка  «Воспитание самостоятельности»;        

Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни.

Калиничева В.А.

Май

1.Организация выставки  - «Спасибо, деду за ПОБЕДУ»  2. поздравления ко Дню Победы.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

2. Итоговое родительское собрание «А ваш ребёнок готов к школе?».

Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе.

Калиничева В.А.

4. Фотовернисаж:«Вот и стали мы на год взрослей».

Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.

Калиничева В.А.

5. Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»

Создать радостное настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции.

Калиничева В.А.  Муз. Руководитель.

 

Список литературы

  1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образованием № 4,2002.
  3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
  4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
  5. Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10.
  6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003.
  8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
  11. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика,1987.
  13. Никитина Л.А. Мама и детский сад.- М.: Просвещение, 1990.
  14. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.
  15. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  16. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  17. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  18. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  19. Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.
  20. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. № 4.
  21. Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  22. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991.
  23. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  24. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»//2006 № 1 Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  25. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...