Консультация для родителей " Как поддержать у ребенка положительную самооценку"
консультация

Артякова Елена Юрьевна

Что такое самооценка? Виды самооценки.

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на этом основании вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 153» (МБДОУ «Детский сад №153»)

Как поддержать у ребенка

положительную самооценку

Выполнила:

                                                                                                            Артякова Е.Ю.

2022г

Содержание:

1.Что такое самооценка? Виды самооценки.

2. Этапы развития самооценки.

3. Влияние взрослого на самооценку ребенка.

4. Как определить самооценку ребенка.

5. Как поддержать  самооценку ребенка.

1.Что такое самооценка? Виды самооценки.

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на этом основании вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Самооценка может быть, как адекватной (соответствующей реальности), так и неадекватной (завышенной или заниженной). Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Не адекватная – деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию личности.

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная.

До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В        семье,        детском        саду,        при        чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки.

Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К неадекватной самооценке относят – завышенную        самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

Так же к неадекватной самооценке относят – заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят. Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек.

У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка?

Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

Можно         ли        по        поведению        ребенка определить        уровень самооценки? Конечно можно. Качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой: активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх с другими детьми, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Детям с        заниженной        самооценкой часто        свойственны: пассивность, мнительность,        повышенная        ранимость, обидчивость.        Они не        хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются за свои неудачи.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: “Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать”. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

2. Этапы развития самооценки.

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок — зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

3. Влияние взрослого на самооценку ребенка.

Согласно ФГОС ДО  формирование самооценки происходит  в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда  оказывает значительное влияние на формирование самооценки. Пик межличностного взаимодействия приходится на старший дошкольный возраст.

Так же в этот период формируются новые психологические механизмы – регуляция деятельности и поведения, соподчинение мотивов, ценностные установки, произвольность, креативность, самостоятельность, нравственная позиция.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.  По требованиям ФГОС дошкольного образования педагог должен уважать человеческое достоинство воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования также направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, одной их психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают наличие таких качеств у детей: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений…….». Наличие заниженной самооценки не позволит ребёнку на этапе перехода к школьному обучению достичь целевых ориентиров, закреплённых во ФГОС.

Отсюда следует, что одной из главных задач родителей, воспитателей, узких специалистов, работающих с детьми является развитие положительной самооценки у ребёнка, т.к. дошкольный период охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника. И как никогда важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки.

Согласно Федеральному закону об образовании статья 44, гласит, что первыми учителями являются родители (законные представители).

Именно родители закладывают фундамент для самооценки ребёнка. Мнение родных для малыша – истина в последней инстанции, ведь мама и папа для него – это целый мир. И все, что они говорят, воспринимается как исключительная правда. Постоянные похвалы или порицания накладывают существенный отпечаток на формирование самооценки, а транслируемый родителями образ «хорошего» или «плохого» ребенка постепенно трансформируется в собственные представления малыша о себе. Кроме того, именно семейные установки прививают ребенку критерии оценки окружающих людей, ситуаций, поступков и себя самого.

Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к каждому ребенку и  позицию педагога в организации жизни детей – это партнёр- партнёр.

Для того, чтобы повысить самооценку ребенка, нужно очень внимательно присмотреться, а как его оцениваете вы, взрослые? Иногда одна единственная случайно оброненная, некорректная  фраза может серьёзно подорвать детскую уверенность в себе. Но многие родители и воспитатели не придают этому особого значения. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка.

Низкая самооценка на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своём крайнем прявлении- отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Неуверенный ребёнок наотрез откажется  от участия в олимпиаде, хотя он умён, хорошо к ней подготовлен. И хотя малыш будет в душе мечтать об олимпиаде, из-за низкой самооценки никогда на это не решится, что аукнется ещё большим разочарованием в собственных силах и депрессией. Заниженная самооценка  в любом случае   сопровождается застенчивостью и неуверенностью в себе. Со временем застенчивые дети  замыкаются в себе, они не способны отстаивать своё мнение, сомневаются в каждом принятом решении, опасаются сложностей, неприятностей, пасуют перед трудностями, не умеют ставить цели и добиваться их.

Эффективность влияния взрослых на формирование самооценки дошкольника определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. Относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе дошкольников достигаются, когда воспитатели идут путем развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки их. Это способствует укреплению уверенности детей в своих силах, самоуважению. Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить.

Воспитание и обучение с раннего детства должно быть направлено на постоянное изучение детьми своих индивидуальных особенностей. В каждом поступке, любой деятельности происходит раскрытие каких-то известных или новых возможностей, способностей, качеств личности. Поэтому после завершения любой деятельности следует фиксировать внимание ребёнка на выяснение того, что он может узнать о себе, если попытается выяснить причины своего успеха или неудачи. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть. Ребенок в процессе общения постоянно получает обратную связь. Положительная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность.

Для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста планируется более сложным и разнообразным игровое пространство группы, которое направленно на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, снятие психоэмоционального напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

В формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки большие возможности дает игра.

В игре можно не только формировать положительную самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Дети старшего дошкольного возраста, начинают осваивать сложные взаимодействия в сюжетно-ролевых играх, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными.

В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В группе детского сада, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. И вот уже ребенок обращается к продавцу как покупатель-мама или покупатель-шофер, строитель и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль инспектора ГИБДД, ребенок командует водителями и подчиняется начальнику.

С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс.

В игре дети учатся правилам хорошего тона, в них взращивается культура общения. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игры учат заботиться о сверстнике, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением возводятся по маленькому кирпичику стены заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с изучением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети овладевают формами позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, создается позиция школьника. К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что дает им возможность в дальнейшем успешно учиться в школе.

Помните,  что из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий,  у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.

 Проанализируйте, какие оценки,  и установки вы даёте  детям.  Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

4. Как определить самооценку ребенка.

Методика «Лесенка» В.Г. Шур

Цель- исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Благоприятная ситуация развития:

-если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;

-если  ребенок  ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;

-если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;                  

Неблагоприятная ситуация развития:

-положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;

-дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.

-на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

5. Как поддержать  самооценку ребенка.

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку? Вот несколько полезных советов:

·        Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

·        Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

·        Поощряйте в ребенке инициативу.

·        Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился торт, ну ничего, в следующий раз положим поменьше масла” / “Ужас! Торт не получился! Никогда больше не буду печь!”

·        Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

·        Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Как сформировать адекватную самооценку у ребёнка".

Прослеживаются пути последовательного формирования самооценки у дошкольников....

Групповая консультация для родителей "Что такое детская самооценка"

Что такое детская самооценка? Как она формируется? Как формировать адекватную самооценку? Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности и поступки. Мы постоянно сравниваем себя с д...

Самооценка ребенка. Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.

Самооценка ребенкаЧто такое самооценка?  Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о ...

Консультация для родителей "Ребёнок с нарушением самооценки".

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться проигравшими, хуже других,...

Консультация для родителей: "Игры для повышения самооценки ребёнка"

игры для самоидентификации и повышения самооценки у ребёнка...

Консультация для родителей "Как поддержать у ребенка положительную самооценку"

Ребенок с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим, терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям. Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостат...