Консультация для родителей "Влияние игротренинга на эмоциональную составляющую дошкольника"
консультация

Артякова Елена Юрьевна

«Необходимо научить ребёнка с детства волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой душе

эту драгоценную способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…»

К.И.Чуковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игротренинга на эмоциональную составляющую дошкольника.

План:

1. Роль эмоций в жизни ребенка.

2.Игротренинг в работе с детьми дошкольного возраста. Структура игротренинга.

«Необходимо научить ребёнка с детства волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой душе

эту драгоценную способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…»

К.И.Чуковский

1. Роль эмоций в жизни ребенка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. Здоровые положительные эмоции – это психически здоровый ребёнок.

Но так же существуют и отрицательные, негативные эмоции.  Избежать воздействие отрицательных эмоций невозможно. Они создают напряжённость или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно проживать жизненные ситуации.

Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи и объяснить,  что у каждого есть право на ошибки. Детям необходимо дать понять, что злостью, страхом можно управлять, играть с ним, «сделать их маленькими». Основной путь решения эмоциональных проблем детей – это игровая терапия и пропаганда игры в семье.

Причинами эмоционального дискомфорта могут стать:

– Неудовлетворение потребности ребёнка в эмоциональной близости с педагогом

 (некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребёнка. Отклонение взрослым предложений ребёнка о совместной деятельности. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребёнка. Авторитарная  позиция педагога),

– Неудовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками

 (Отсутствие в группе предпочитаемого ребёнком сверстника. Отклонение ровесником предложения ребёнка о совместной деятельности. Стремление нескольких детей занять позицию лидера. Отсутствие интереса сверстников к предложениям ребёнка),

– Отсутствие успеха в самостоятельной деятельности ребёнка

 (Несовпадение цели, поставленной педагогом, и уровня умений ребёнка. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности. Излишняя регламентация педагогом самостоятельной деятельности).

На помощь в решении подобных вопросов приходит игротренинг.

2.Игротренинг в работе с детьми дошкольного возраста. Структура игротренинга.

Игротренинг – это система игровых упражнений, которые помогают быстро концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение, а также  творческую фантазию.

Игра в тренинге  является второстепенным методом, а первоочередным является тренинг. Игра в тренинге короткая, сжатая.  Направлена на решение конкретных обучающих и развивающих задач. Это групповой процесс, который предполагает активную позицию ведущего, которым является организатор.

Этапы игрового тренинга.

1.Организационный. Составляет 3-5 минут. Состоит из коммуникативных, речевых, тактильных упражнений (Приветствие, Разминка - нужны для того, что бы сплотить коллектив, выработать дружеские доверительные отношения,  настроить на групповую продуктивную деятельность)

2.Основной. Составляет 10-15 минут. Включает в себя двигательные, имитационные упражнения (Основная часть, Рефлексия - помочь участникам соотнести свой опыт с опытом других, узнать у ребенка, что ему понравилось или нет, объяснить насколько это важно и зачем необходимо.)

3.Заключительный. Составляет 5 минут. Состоит из коммуникативных и релаксирующих упражнений. (Ритуал прощания - настрой на дальнейшее взаимодействие.

Игровые тренинги разделяются на группы.

1. Психогимнастика в тренинге.

К ней относятся игры: на внимание, снятие стресса, знакомство, снятие агрессии. Эти игры способствуют росту доверительных и дружеских отношений в группе, эти игры напрямую не связаны с целью тренинга.

2.Целевые игры.  Игры направлены на реализацию конкретной цели и разделяются на: мотивирующие, игры для осознания явления изучаемого в тренинге или задачи. Игры для обобщения опыта полученного в тренинге, актуализирующие игры.

Элементы тренинга.

1. Ролевые игры.

2. Психогимнастика.

3. Пальчиковые игры.

4. Приемы самомассажа.

5. Элементы Арт-терапии.

6. Подвижные игры.

7. Релаксация.

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников.  Ребенок играя, социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения. Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру». Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».

Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей. Ролевая игра таким образом выступает и в качестве психотерапевтического средства, поскольку она позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и если не абсолютно признать свою проблему, то хотя бы снизить остроту переживаний.

Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

 Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека. Данный метод является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры.

Например, ребенку нужно поприветствовать своего партнера по игре или передать пожелание. В случае возникновения проблемной ситуации, взрослый оказывает ребенку необходимую поддержку, либо ребенок самостоятельно поддерживает взаимодействие доступным для него способом - посредством жестикуляции и разнообразного спектра мимических проявлений.

Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам. Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим).

Арт-терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.

Список используемой литературы:

Афонькина Ю.А. «Охрана психофизического здоровья детей в условиях детского сада», Мурманск, 2002 г.,

Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», Москва, 2004 г.,

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, 2006 г.,

Пазухина И.А. «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет», СПб, 2004 г.,

Семенака С.И. «Уроки добра», Москва, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

Консультация для родителей "Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму"

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму. Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, ко...

Картотека консультаций для родителей по социально - эмоциональному развитию дошкольников

Картотека консультаций для родителей по социально - эмоциональному развитию дошкольников...

Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»

Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»...

Консультация для родителей "Музыкатерапия в эмоциональном благополучии дошкольника"

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—20 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удивления, сострадания, сопереживания. Увеличивается число трево...