Чувство юмора, как эмоциональная составляющая коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Богуславец Ирина Александровна

Статья опубликована в научном журнале в рамках защиты диссертации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_yumor_29.01.17.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство юмора, как эмоциональная составляющая коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста

И.А. Богуславец

Аспирант ШГПУ

Научный руководитель

Доктор педагогических наук, профессор

Л.И. Пономарёва

        С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы общества, в котором живет, что приводит к гармоничному формированию ключевых компетенций, необходимых для гармоничного развития личности.

         Коммуникативная компетенция рассматривается учеными как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности [1]. И одной из составляющих коммуникативной компетенции являются эмоции.

          Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. В это время он осваивает окружающий мир, проходит первые этапы в нравственном становлении. Положительные эмоции у детей являются основой доброжелательного отношения к людям, способствуют общению, формированию доброжелательности, развитию морально-нравственного характера.

         Наша жизнь в мире информационных технологий чревата дефицитом проявления обычных человеческих чувств: удивления, сопереживания, сорадости и т.д. Современные взрослые и дети не всегда отдают себе отчет в проявлении и получении собственных эмоций. Юмор считается одной из древнейших проявлений социальных эмоций, соответственно, правильно сформированное чувство юмора ее высшее проявление.   Юмор и смех приветствуются в общении взрослого и ребенка в любых жизненных ситуациях. Ж.П. Рихтер писал; «Веселье – это небо, под которым растет все, кроме злобы». Улыбающийся взрослый и смеющийся ребенок в процессе общения друг с другом – это позитивная картина, которая является проявлением максимально конструктивного детско – взрослого общения. Таким образом, чувство юмора является одним из общепринятых средств и форм общения людей [4].

          Античный ритор Марк Фабий Квинтилиан говорил, что обучение должно быть радостным. Сторонником создания школы радости был один из выдающихся отечественных педагогов В.А. Сухомлинский, которому принадлежит приоритет в постановке юмора в воспитании. Важную роль в обучении он отводил слову педагога, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми рассказов и сказок, проникнутых жизнерадостным юмором.

          В.А. Сухомлинский считал юмор сильным средством воздействия. Он подчеркивал, что способность увидеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным – в этом заключается умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка: «Ребенок без смеха жить не может, когда дети смеются, нельзя сердиться, ненужный и не к месту смех нужно пристыдить юмором, т.е. смехом же» [5].  

        О.А. Сергеева определяет юмор как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий, связанное с комическим эффектом, снимающим психологическое напряжение и способствующим созданию доброжелательных взаимоотношений. Способность смеяться – подлинно человеческая черта; чувствительность к смешному, внутренняя «готовность» смеяться требуют большого развития, бурной деятельности, игры умственных сил. Смех – это оборотная сторона мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир» [2].

          А.Г. Арушанова утверждает, что установить эмоциональный контакт с партнером, добиться взаимопонимания в конкретной ситуации составляет фундамент дальнейшего языкового и коммуникативного общения [1].

          Экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития чувства юмора (Р. Бэрон, И.С. Дементьева, Д.А. Матюкова, О.М. Попова и др.), доказывают, что знакомство ребенка с юмористическими произведениями оказывает корректирующее воздействие на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста. (А.А. Осипова и др.), влияет на формирование нравственности (И.С. Дементьева и др.), облегчает общение (Н.В. Микляева и др.). Чувство юмора выступает не только особым фильтром, отражающим разнообразные жизненные события. Это чувство является зрелым защитным механизмом, позволяющим эффективно приспосабливаться к ситуациям взаимодействия и положительно влиять на партнеров по общению.  

        По мнению А. Алексина, что «юмористическое произведение – это порою кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием юного читателя. И как же не правы те, кто пытается поставить знак равенства между словами "весело" и "несерьезно"!»  [3].

           Н.В. Микляева подчеркивает важность развития чувства юмора у самого педагога, так как в основе развития чувства юмора у дошкольников выступает понимание того, что юмор:

- отражение противоречивости явлений, соединяет в себе серьезное и смешное одновременно;

- характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.

         На начальном этапе у воспитанников ДОО нужно сформировать предпосылки к развитию чувства юмора. К ним относятся:

- условия, связанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора;

-условия, связанные с развитием интеллекта [2].

        Для выполнения данных условий для детей нужно создать определенную психологическую атмосферу: она должна быть жизнеутверждающей и жизнерадостной. Программа «Мозаика общения», разработанная на основе социоигровой технологии, предлагает комплекс мероприятий направленный на формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников.  В данный комплекс входят авторские (И.А. Богуславец) рифмованные игры и художественные произведения юмористического содержания. Пример:

Скорчи рожицу смешно

Наш Егорка лучше всех

Вызывает в группе смех.

Корчит рожицы Егор,

Соблюдая уговор:

Надо покривляться

И не рассмеяться!

Кто его рекорд побьёт:

Рассмешит честной народ.

Выйди, выйди, покажи!

Сам не смейся, нас смеши!

Смеяться разрешается,

Тем, кто не кривляется!

Щекотун.

Не в шкафу, не на окошке,

Щекотун живет в ладошке.

Хочет он ребят поймать,

За бока пощекотать!

Литература:

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей

ДОУ (3-7 лет) / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 278 с.

  1. Микляева, Н.В. Поделись улыбкою своей: развитие чувства юмора у дошкольников: Методическое пособие //Н.В. Микляева. — Москва: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
  2. Неверова А. А. Психологические аспекты восприятия комического детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 817-820.
  3. Попова, О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников //монография / О. М. Попова. - Шадринск : Исеть, 2006. – 476 с.
  4. Сухомлинский  В.А.  Избранные  педагогические  сочинения:  В  3-х  т.  Т.3.  [Текст]  /  Сост.  О.С.  Богданова,  В.З.  Смаль,  А.И.  Сухомлинская.  –  М.:  Педагогика,  1981.–640с.,  ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...