Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности
- потребность в признании и поддержке».
Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности.
Представлю вашему вниманию опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.44 КБ | |
| 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности
- потребность в признании и поддержке».
Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности:
1. Обсуждение темы. Определение цели и задач совместно с детьми.
2. Исследование и экспериментирование с новым материалом, цветовой палитрой. Дети самостоятельно исследуют новый материал, и техники рисования, используя свои знания и навыки предшествующей работы с изобразительными материалами. Происходит обогащение словарного запаса детей: названий средств изображения, способа выполнения.
3. Выбор темы для рисования. Общения детей и воспитателя по выбранной теме. В старшем возрасте может практиковаться рассказ ребенка о своем, еще не созданном рисунке. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения. Дети самостоятельно рассказывают, как будут рисовать, что будут рисовать, и чем они будут рисовать. Происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения.
4. Общение педагога с детьми в ходе работы. Напоминание основных признаков объекта, ответы на вопросы детей!
5. Рассказы детей по результатам работы: рассказы-описания по своему рисунку, о том, как создавалась работа.
Прослеживается переход от репродуктивного метода (когда дети накапливают определенные знания и умения) к частично-поисковому или исследовательскому методу (когда могут применить накопленные знания и умения в самостоятельном решении изобразительных задач).
Представлю опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.
Исходя из актуальности данного направления, определена цель работы: создание условий для коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью.
Задачи, решаемые в процессе развития речевых компетенций через изобразительную деятельность:
1. Расширить представления детей о пастели и технике рисования новым материалом.
2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок.
3. Развивать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать самостоятельность, познавательные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способностей.
Как все начиналось? В нашем детском саду дети увидели картины, нарисованные пастелью, и им захотелось узнать, чем они нарисованы, как они нарисованы, хотелось узнать что – то новое и попробовать рисовать новым материалом. Решила организовать нашу деятельность так, чтобы всем было интересно – получился проект по рисованию «Эта удивительная пастель».
Определили с детьми цели и задачи: а как мы будем это делать? что мы будем делать? Что у нас получится?
Сначала мы были исследователями. Ребята исследовали различные техники рисования пастелью на листе бумаги. Пришли к выводу, что пастель – это мелок, самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку; чтобы закрашивать большое пространство бумаги используют сторону мелка; чтобы смешать цвета или добиться перехода цветов на бумаге используется растушевка пальцем, ваткой или сухой салфеткой. Ребята обогатили свой словарный запас новыми словами: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок.
Детей очень заинтересовала техника рисования пастелью, и один мальчик предложил нарисовать хомяка, который живет у него дома. Но хомяк дома, а рисовать пастелью мы будем в детском саду. Так возникла детская идея превращения в фотографов. Вместе с родителями дети выбирали и фотографировали предметы или объекты окружающего мира, которые вдохновили бы детей на дальнейшую творческую работу.
За организованным круглым столом дети рассказывали о выбранных предметах и объектах окружающего мира, о своем замысле творческой работы сверстникам и педагогам. Дети рассказывали не только, что они выбрали, какими признаками обладает выбранный объект или предмет, но и как они будут рисовать. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения, и происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения. Так как фотографии дети приносили постепенно, по две – три фотографии в день, все дети принимали участие в обсуждении, думали, советовали, но первым выступающим был всегда автор фотографии. Приведу пример обсуждения темы «Одинокое дерево». Мы ездили к моей тете летом в деревню. По пути мы увидели одинокое дерево. Почему ты решил, что ему одиноко? Одно, большое, оно стояло в центре веселого луга. А почему луг веселый? Луг веселый, потому что на нем цветут цветы, летают бабочки. А вы подходили к дереву, если оно вас так заинтересовало? Мы подошли к дереву и услышали птиц. Они пели песенки. Я обрадовался, ведь у дерева есть такие хорошие друзья. Я хочу нарисовать это дерево. Как ты будешь его рисовать? На что оно похоже? Оно большое, толстое, ветки растут и тянутся к солнышку, а на ветках зеленые листики. Ещё хочу нарисовать птиц, веселых друзей дерева…Дети высказывают свои предположения, как они нарисовали бы дерево и предложили нарисовать солнышко»
В дальнейшем ребята превратились в художников и нарисовали пастелью свои шедевры. Получились очень разнообразные, яркие картины, и мы устроили творческую галерею.
Но у настоящих художников всегда берут интервью, и чтобы больше людей узнало о работах детей и о нашей творческой галереи, мы решили сделать стенгазету с фотографиями работ и комментариями детей о проделанной работе – «Эта удивительная пастель». У каждого художника группа журналистов (воспитатель и один ребенок, но дети каждый день менялись) брали интервью о создании уникальной картины: что впечатлило? Чем рисовал? Как рисовал? Все ли получилось, как было задумано? Какие картины еще понравились? Приведу несколько примеров из детских рассказов. «Мне очень понравилась рябина. Очень понравились ягоды и зеленые листья. Я нарисовала пастелью веточку рябины, сначала я нарисовала фон голубым и зеленым цветом, растушевала. Потом начала рисовать рябину. Листья у рябины похожи на перышки зеленые, а ягоды на бусинки. Смотрите, как красиво у меня получилось…» «Я нарисовала бабочку, зовут её Фея. У неё очень красивый получился наряд. Чуть-чуть не так как на фотографии, я сама придумала такие красивые крылышки. Вам нравится? Я сначала нарисовала голубым цветом, а потом синим, и растушевала цвета пальчиком. Получилась нарядная кофточка для бабочки. А юбочку я раскрасила желтым и оранжевым мелками, и растушевала пальчиком. Я ещё украсила юбочку большими круглыми точками. Моя бабочка летает на лугу, и поэтому фон я нарисовала зеленым и желтым…»
Завершилась наша работа презентацией проекта и чаепитием, на котором мы представили родителям нашу творческую галерею и стенгазету.
По итогам реализации проекта детьми самостоятельно и совместно со взрослыми были созданы следующие продукты детской деятельности:
Рисунки – Выставка творческих работ
Фотографии рисунков и рассказы детей – Фотогазета.
Рассказы детей, выставка творческих работ, фотогазета – Презентация проекта.
Мною рассмотрена только возможность рисования как средства развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста, но не меньшие возможности дает любая другая детская деятельность: конструирование, лепка, аппликация, художественный труд. Они усиливают мотивацию, обогащают содержание, способствуют развитию связности речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Эта удивительная пастель»
1. Расширить представления детей о пастели и технике рисования новым материалом. 2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок. 3. Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками. 4. Развивать самостоятельность, познавательные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способностей. Цель проекта: создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью. Задачи:
Что будем делать? Узнавать и создавать что-то новое, необычное. Как будем делать? Рядом, дружно, вместе, помогать друг другу. Что у нас получится? Что – то интересное, яркое и красивое.
Мы исследователи
Мы фотографы
Мы рассказчики
Мы художники
Мы журналисты
Продукты детской деятельности: Рисунки – Выставка творческих работ
Продукты детской деятельности: Фотографии рисунков и рассказы детей – Фотогазета
Продукты детской деятельности: Рассказы детей, выставка творческих работ, фотогазета – Презентация проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие произвольной саморегуляции поведения и установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества....

