Роль фольклора в развитии речи детей.
консультация

Консультация для родителей о значении  фольклора для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_razvitii_rechi_detey.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль фольклора в развитии речи детей»

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем. 

Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры у ребенка.

Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные, прибаутки; при этом, следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.

Залогом успешной работы является неоднократное повторение одного и того же текста (вызвать желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи).

После многократного повторения текста, когда малыши хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.

Необходимость ответить на вопросы не только развивает речь, делает ее образной, художественной, но и помогает делать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой».

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских.

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь - волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которое дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

Практика показывает: для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленька... "

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок, /Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,/Деткам спать не даешь.

Наши уточки с утра:/Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:/Га-га! Га-га! Га-га! ,

Наши курочки в окно: /Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке, на дубочке/Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые, /У них перья золотые.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

 Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь.

При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Уже в раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Роль фольклора в развитии речи детей.

Выступление на семинаре для педагогов....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Основная задача развития речи ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Возраст ...