Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3 лет».
консультация (младшая группа)

Лебедь Марина Сергеевна

Детский мозг

Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol_osobennosti_detej_3-4_let.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей на тему:

«Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3 лет».

                                                         Подготовила:

педагог-психолог Лебедь М.С.

                                                               

                                                                                       

Психологические особенности детей 3-4 лет.

 1.      Детский мозг

Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.

 2.      Познавательные процессы

Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях.

Восприятие.  Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).

Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи.

Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

3.      Игра

Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты  с одной-двумя ролями.

 4.      Личность

Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.

Отделение ребенка от матери. Ребенок входит в семью как «один из  многих». Он не главный в семье, он не управляет и не манипулирует взрослыми, и у него уже есть свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки). Для формирования общей саморегуляции и снижения стресса, связанного с адаптацией к детскому саду важно соблюдать режим дня.

Кризис 3 лет.

Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы, поскольку это движущая сила развития.

В течении трех лет жизни, ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.

«Кризис 3-ех лет» - определение условное. У одних начинается в 2 года 10 месяцев, у других – в 3 года 6 месяцев.

К трем годам у ребенка в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру:

• Отделяет себя от взрослых.

• Называет себя по имени (уже не говорит о себе в третьем лице, а в первом: «Дай мне куклу», «Я бегаю», «Возьми меня с собой»)

• Стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности, так как он без помощи взрослых многое делает сам – ходит, ест и другими навыками самообслуживания владеет. Ребенок начинает понимать сам, что он делает, возникает выражение – «Я» сам!

Возраст трех лет характеризуется как «трудный» и его «трудность» состоит в том, что отделяя себя от близких взрослых ребенок проявляет негативизм.

Негативизм

– это желание все делать наоборот, ни в коем случае не подчиниться взрослому, даже вопреки собственному желанию. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера, а напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, выделить свое «Я». У ребенка возникают желания и намерения, которые не совпадают с взрослыми. Ребенок дает понять, что имеет право на свое мнение.

Отличия негативизма от непослушания.

Негативизм:

1. Ребенок поступает наперекор своему желанию

Пример: Мальчик очень любит каяться на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе мамы он уловил нотки повелительные нотки. Мать предлагает снова, и снова он отказывается, начиная при этом плакать –кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

2. Избирательное поведение

Пример: Ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей (только мамы или папы) с остальными послушный. Необходимо проанализировать характер взаимоотношений в семье – может чрезмерно требовательны, строги, непоследовательны в воспитании.

Непослушание:

1. Ребенок следует своему желанию, которое идет в разрез с намерениями взрослого.

Пример: Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает того, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое.

2. Поведение не избирательно

Строптивость

– наоборот направлена не на человека, а на образ жизни, против тех правил, которые были до трех лет в жизни ребенка. Яркому проявлению строптивости способствуют – авторитарное воспитание, частые приказы и запреты. Единственное, если поведение становится опасным для жизни и здоровья малыша, взрослые должны запретить твердо: переходить дорогу одному, включать газ и т. д.

Рекомендуется близким взрослым при проявлении строптивости быть более гибкими.

Упрямство

– своеобразная защитная реакция на влияние взрослых, отказ от ребенка воспринимать мнение другого человека, настаивание на своем, потому что так хочет.

Это доступная форма дл малыша заявить о себе, своих желаниях, чувствах.

Упрямство может быть вызвано чувством гнева, обиды на родителей – это может свидетельствовать о конфликте в общении.

Упрямство ребенка может вызывать у взрослого сильную эмоциональную реакцию, родители видят свою некомпетентность, угрозу своему авторитету в глазах ребенка и подогревает желание бороться с упрямством: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться», «Я докажу, что я сильнее, старше» В итоге вырисовывается схема «Кто кого».

Одна из ошибок родителей, ведущая к появлению упрямства – повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных возможностей (бесполезно ожидать от ребенка 3-4ёх лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю). У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества постепенно формируются в процессе воспитания и обучения.

Как себя вести близким взрослым в период «кризиса 3 лет»

Нельзя расценивать кризис со знаком «минус». Ребенок сам страдает от него, это важный период – переход на новую качественную ступень развития.

Если ребенок резко изменился и не в лучшую сторону, необходимо выбрать правильную форму, линию поведения – стать более гибким!

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку взрослых. Попытки общаться с ним по-строму ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохраняя их в течении всего детства (а то и позже) Необходимо расширять права и обязанности малыша в пределах разумного, давать больше самостоятельности и это смягчит кризис.

Памятка для родителей

"Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет»

1. Постарайтесь выбрать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

3. Помните, что ребенок испытывает ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли, то что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

4. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за тем, что говорите и делаете.

5. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша чем-нибудь нейтральным.

6. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите разговор до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять руку и увести в безлюдное место.

7. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек (можно побросать с малышом в мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки)

8. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не сюсюкаться, не стараться все сделать за него. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.

9. Общаясь с ребенком, исключите грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет

Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем  развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период....

Психологические особенности детей 6-7 лет . КРИЗИС 7 ЛЕТ

Симптомы кризиса 7 летРекомендации родителям «Как общаться с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет» Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка...

«Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»

laquo;Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»...

Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет

Социальная и личностная готовность к обучению в школе напрямую связана с готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающей среде и самому себе, что предполагают условия школьно...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...