«Автоматизация звуков в домашних условиях»
консультация

Аверина Ольга Геннадьевна

Познакомить родителей со сказочными и игровыми приёмами автоматизации звуков.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

дошкольное отделение № 2

«Автоматизация звуков
в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей

Подготовила учителя-логопеды:

Комарова М.А.,

Аверина О.Г.

Москва, г.о. Троицк 2019г.

Цель мастер-класса: познакомить родителей со сказочными и игровыми приёмами автоматизации звуков.   

Задачи:

  1. Познакомить родителей с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  2. показать практическую значимость правильного звукопрозношения в жизни ребенка.

Оборудование: массажный мяч, цветные скрепки, крупные бусины, шнурок, мяч, песочные часы, ноутбук, диск с играми на автоматизацию звуков, экран, прищепки, крупная мозаика, шнурок с узелками, карандаш с лентой, мыльные пузыри, волчок, скакалка, цветные карандаши, песочный бассейн, ракушки и цветные камешки, мелкие игрушки, пластилин, замок, нарисованный принц, нарисованные цветы с магнитами, магнитная доска.
План
Ведение:
1. Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Ведение

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Не секрет, что на этапе автоматизации звуков, особенно когда имеются тяжелые нарушения и приходится многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, логопедические занятия становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес малышей к занятиям не угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Больше всего моим подопечным нравится, когда на занятиях присутствуют любимые герои сказок или мультфильмов. Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в то же время максимально использовался автоматизируемый звук. Для этого у нас оборудован игровой столик, который превращается либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествуют» по сказке и с огромным интересом выполняют все задания и упражнения. Ведь при слове «волшебный» маленький человек замирает в ожидании чего-то фантастического, необыкновенного. Для каждой группы детей я придумываю такую сказку, чтобы отрабатывались именно их проблемные звуки. Для обыгрывания сюжетов используются фигурки сказочных персонажей, вырезанные из плотного картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. В ход идут любые подручные средства. Главное, чтобы детям было интересно и весело.

Уважаемые родители, тема сегодняшнего мастер-класса «Автоматизация звуков». Выбрала я эту тему конечно не случайно, а исходя из того, что звуки у детей получаются четкими, а в произвольной речи ребенок эти звуки произносит искаженно. Это значит, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

 ( Результаты по постановке звуков детей)

Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.

   Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
     Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

    Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

Упражнения:

1. Игры автоматизацию изолированного звука.

а) «Будем рисовать речку» (С), «Сейчас мы с тобой будем рисовать змейку» (Ш) – рисуем змейку и долго тянем звук ш-ш-ш…

б) «Мы будем рисовать спиральку», (С) – тянем веревочку и где остановились,  завязываем узелки или рисуем спираль и ставим точки.  

в) Электронные игры – для закрепления изолированных звуков.

2.  Игры автоматизацию звука в слогах.

а) Рисуем руку с гласными звуками – при произнесении слогов нажимаем на нужный гласный звук.

- Ша- шо – шу- ше- ши-шэ

- аш-ош-уш-ыш-иш

- аша – ашо-ашу-аши

-шапка –шов – шум – шина  

б) Игра: «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

- «Скажи слог аша столько раз сколько я хлопну в ладоши (3);

- «Скажи слог шта столько раз столько раз сколько я хлопну в ладоши( 4)

- «Скажи слово шапка столько раз сколько я хлопну в ладоши ( 2);

- «Скажи слова  Маша  столько раз сколько я хлопну в ладоши ( 3 );

в) Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Ша-ша-шо

Шо-шо-шу

Ши-шу-ши

(Эта игра развивает фонематический слух)

3. Игры со словами (продуктивная деятельность).

а)  Рисование забора для слона. Придумай слово на звук (С) и нарисуй одну палочку у забора.

(Сначала слова придумывает ребенок, потом родитель ему помогает – у каждой команды разного цвета карандаши)  

б) «Назови ласково»

шапка – шапочка, мешок – мешочек, Маша – Машенька, Мишка – Мишенька, шкаф – шкафчик, вишня – вишенка, мышь – мышка, Даша – Дашенька, шишка - шишечка

в)«Один – много»

шапка – шапки, шина – шины, мышь – мыши, кошка – кошки, мешок – мешки, шубы – шубы, бабушка – бабушки, машина- машины и т.д.  

г) «Магазин» «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Ш». Можно спросить у ребенка, где звук Ш слышит, в начале слова, в середине или конце слова.

д) «Слово – шаг»  (правила игры: если слово повторилось или произнес ребенок неправильно, в том случае ему придется вернуться на шаг назад)

е) «Счет от 1 до 7»  «шуба», «мешок»

ж) «Логопедическая ромашка» - Собери ромашку на звук «Ш» , отвернись и назови все картинки на ромашке».

з) «Что изменилось?»

 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

4. Игры автоматизацию звука в словосочетаниях.

Загадки: При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

6. Игры автоматизацию звука в предложениях

1.«Найди ошибку».

 Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе.

7. Игры  автоматизацию звука в связной речи.

1. Игра: «Фанты»  Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант).

2. Игра: «Чистоговорка» Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.

 3. Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научиться употреблять в речи новые слова. Скажите: «Я задумала предмет, но не назову его, а расскажу о нем». В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: «Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям». Или: «Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим».

б) Специальные компьютерные игры.

Правила:

Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес;

ИТОГ: Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Автоматизация звуков в домашних условиях".

Данная консультация поможет  родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Игровые приемы по автоматизации звуков в домашних условиях....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Рекомендации родителям по автоматизации звуков...

Автоматизация звуков в домашних условиях (для родителей)

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Советы родителям по автоматизации у детей поставленных логопедом звуков....

папка-передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Данный консультативный материал предназначен для знакомства родителей с приемами и игровыми упражнениями, которые можно использовать для автоматизации звуков в домашних условиях. Данные приёмы способс...

Буклет для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...