Консультация для родителей "Как улучшить детскую память"
консультация (средняя группа)

Жуленкова Ольга Николаевна

В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может сказываться на его обучении и дальнейшей успеваемости в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uluchshit_detskuyu_pamyat.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УЛУЧШИТЬ ДЕТСКУЮ ПАМЯТЬ?

(рекомендации для родителей)

Память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка. Она крайне важна и в житейской обстановке. Сам уровень памяти закладывается с первых лет жизни. Большинство исследований по проблемам особенности памяти детей с задержкой психического развития говорят о том, что у этих ребятишек уже в дошкольном возрасте наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долгосрочного. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может сказываться на его обучении и дальнейшей успеваемости в школе. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития - их низкая познавательная деятельность. Между тем, по мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, ведь очень важно, чтобы ребенок понимал то, что надо запомнить, а не запоминал автоматически при помощи зубрежки. Не умоляя значения наследственных факторов, отметим, что дети рождаются с различными способностями, в том числе и памятью. Сравним для этого двух одинаковых 3-х леток: один легко запоминает стишок, а с другим над этим стишком надо потрудиться. Тем не менее далеко не последнюю роль играет специально созданная обстановка в доме и поэтому перед родителями так же должна стоять каждодневная проблема - развивать память своего ребенка.

Для начала вспомним, что существуют различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная. Причем у ребенка - дошкольника превалирует зрительная память: то есть, то что он видит, он лучше и запоминает. Но надо знать и главную особенность дошкольной памяти- если даже ребенок и запомнил быстро, то он и так же быстро может все и забыть, если не повторять заученное. Поэтому необходимо постоянно тренировать память ребенка.

Особо поговорим о зрительной памяти. Зачастую именно она является наиболее развитой у детей с нарушениями развития, но как бы хороша она не была, настоятельно рекомендуем ее тренировать. С этой целью необходимо проигрывать дома такие игры и упражнения, как «Запомни узор», «Нарисуй такой же», «Чем отличаются предметы, картинки?», «Что ты увидел смешного? (в шуточных иллюстрациях), «Что перепутал художник?», «Чего не бывает на свете?» (помните, работа с «перепутанницами» ведет к повторению, усвоению прочных знаний и сознательному запоминанию).

Все эти игры и упражнений подбираются в специальных детских книгах, раскрасках, поэтому старайтесь их почаще покупать вашему ребенку.

Но и сама ваша квартира представляет массу возможностей для тренировки памяти ребенка. «Чего не стало?» - эта распространенная игра очень нравится детям, Мы убираем существенную деталь, к примеру, из кухни (хлебницу) и задаем этот вопрос ребенку. Более сложный вариант таких упражнений заключается в игре «Что изменилось?». Ту же хлебницу мы оставляем на кухне, но помещаем совершенно в другое место, которое ребенок должен определить. Подобные игры проводятся на балконе, в ванной комнате, либо в любой другой.

Есть еще интересная игра, где участником будете вы сами. Игра называется «Миллион изменений». Суть ее заключается в следующем: играющий выходит за дверь и что-то изменяет в своем внешнем виде (снимает часы, сережки, носок, меняет прическу и прочее), все оставшиеся в комнате должны определить, что же изменилось во внешнем виде игрока. Когда игра станет привычной, можно ее усложнить: играющий ничего в себе не меняет чисто физически, но вносит в выражение лица или позы что-то новое. Развивать зрительную память необходимо постоянно и в ситуациях каждодневного бытия, например: «В чем сегодня наш папа пошел на работу?», «В какой книжке ты видел подобные иллюстрации?», «Где у нас в квартире лежат эти вещи?» и т.д.

Теперь немного о слуховой памяти. Слуховая память, как правило, тренируется во взаимосвязи со зрительной: читают ребенку сказку и показывают иллюстрации. С одной стороны - это хорошо, и такую деятельность надо продолжать, потому что таким образом легче удержать детский интерес. С другой стороны крайне важно направить родительское внимание на развитие только слуховой памяти, ведь в будущем - ученику, студенту и просто труженику, нужен будет достаточный уровень развития слуховой памяти.

Вот несколько упражнений, рекомендаций в этой связи:

  • Слушание записей старых добрых сказок, стихов, шуток, мультфильмов. Это, конечно, менее интересно, чем смотреть сказки и мультики по телевизору, и к сожалению, телевидение вытеснило другие формы подачи детского информационного материала, и дети пассивно созерцают все, что нужно, а порой и не нужно. Важно же то, что при слушании ребенок подключает и воображение, пытается представить себе героев сказки, додумывает этот образ, прислушивается, становится более внимательным.
  • Разучивание стишков на слух. Это еще один способ развития слуховой памяти. Для этого не надо длинных стихов. Полезны будут произведения детских классиков. Для детей 3-4 лет это, бесспорно, стихи А. Барто «Игрушки» («Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и другие). А для детей постарше - стихи С. Маршака, К. Чуковского, и конечно, А. Пушкина. Но при этом помните, что ребенку с задержкой психического развития необходимо более длительное время для запоминания даже короткого стихотворения, и необходимо повторить это стихотворения ни раз, ни два, а все двадцать раз, чтобы он его, наконец, запомнил.
  • Прибаутки и шутки. Это неисчерпаемый кладезь и для памяти и для нравственности и для понимания народной мудрости. Здесь имеются ввиду: потешки, песенки, кричалки, перепутанницы, скороговорки, поговорки. Они, как правило, короткие по содержанию, емкие по смыслу, да и очень легко запоминаются.
  • Мы рассказчики. Наконец, развивает память пересказ прочитанного, но только без принуждения. Очень хорошо совместно начать пересказывать, или осуществлять пересказы в лицах: -Давай, сегодня я буду колобком, а ты - лисой! Может быть, и нет резона пересказывать всю сказку, а лучше предложить ребенку вспомнить после чтения ту или иную часть ее (эпизод), который больше всего понравился. Несомненно, остается лишь одно - память ребенка надо развивать в естественной обстановке, не используя видимого давления на него. И результат обязательно будет.

Подготовила учитель-дефектолог

Жуленкова О. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей - "Как улучшить детскую память?"

  Перед нами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:зрительная;слуховая;тактильная;обоня...

Как улучшить детскую память?

Консультация для воспитателей....

Как улучшить детскую память?

Консультация для воспитателей и родителей...

Родительский уголок . "Как улучшить детскую память "

Материал в помощь воспитателю для оформления  родительского уголка, консультаций и родительского собрания. В нем содержатся интересные рекомендации , как улучшить детскую память....

Как улучшить свою память

Работа предназначена родителям дошкольников. В ней описаны основные виды и формы памяти и способы ее тренировки...

Родительский уголок "Как улучшить детскую память"

Память- одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении ин...

Улучши свою память

https://www.centreofexcellence.com/ref/register?ref=e1ec1654c5a3f8e...