Как улучшить детскую память?
материал по теме

Лукожева Наталья Васильевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_roditeley.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

« Как улучшить детскую память?»

Народная поговорка гласит : « Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память». А ведь память закладывается с первых лет жизни. Память создает добрые предпосылки  для умственного развития ребенка.

Для начала вспомним, что существует различные типы памяти. Причем у дошкольников превалирует зрительная память: то что он видит, он быстрее и лучше запоминает.

Сначала давайте вспомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, нужна ее постоянная тренировка.

       Различные типы памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр и упражнений. Дошкольники в процессе игр усваивают эффективные методы запоминания большого объема информации.

Тактильная память – способность запоминать ощущения от прикосновения  к различным предметам. Для игр по развитию тактильной памяти понадобится 10 дощечек с различной  шероховатостью( см. приложение).

Игра 1

Подобрать картинки, где нарисованы разные предметы. Среди них должны быть: горячие, холодные, гладкие, шершавые.

Потрогай руками. Что чувствуешь? Какую дощечку напоминает.

Игра 2

На столе и под столом лежит много предметов. Все разные на ощупь. Рассмотри внимательно ничего не пропусти. Теперь накроем и посмотри на

Другой стол – он пуст. Попробуй вспомнить предметы, которые лежали на столе и под столом.

Игра 3

Разложи дощечки в ряд по порядку номерами вниз. Внимательно  рассмотри. Закрой глаза и перемешай их. Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.

Игра 4

Закрытыми глазами потрогать дощечки. Что напоминает тебе ее поверхность? Задание : рассказать о своих ощущениях.

Игра 5

После неоднократной работы с дощечками. Задание: разложи дощечки в порядке, указанном ниже: От неприятной до приятной.

Игра 6

У детей есть родители и друзья. Задание: Какая дощечка напоминает голос, характер, внешность или привычки  кого та из знакомых.

Игра 7

Составим сказку или рассказ из дощечек.

Пример: Сначала я вижу шершавую стену дома. Ищу шершавую дощечку, она – первая. Ит.д.

Обонятельная память – запоминание запахов. В условиях семьи мы обращаем внимание на приятные и неприятные запахи. А к  ситуации тренируем ребят:

- как ты думаешь, что я заканчиваю готовить? ( борщ, котлеты и т.д.)

- Как пахнет мама и другие члены семьи? ( угадай, понюхав, чья вещь .

в руках).

- Нужно ли сейчас проветрить комнату?

- Угадай по запаху ( варенье, вареные овощи, фрукты и т.д.)

К тому же такими делами дошкольникам нравится заниматься.

Зрительная память- профилирующий вид памяти, поскольку в основе лежат конкретные образы, которые он воспринимает зрением.

Игра 1

Сколько каких фигур? Количество фигур может быть меньше, а может быть и больше. Научить ребенка считать рационально( столбиками), последовательно и быстро. Смотреть разрешается 1 минуту в зависимости от возраста.

Игра 2

Запомни узор.

Нарисуй такой же. Узоры можно усложнять.

Игра 3

Чем отличаются веточки?

Игра 4

Найди отличия.

Развивать зрительную память советую постепенно к ситуациям каждодневного бытья, например: «В чем папа пошел на работу?, Вспомни , что из зимней одежды тебе нравится ( спросить летом) и т.д.»

Слуховая память – тренируется вместе со зрительной: читают ребенку сказку и показывают иллюстрации. Крайне важно направить внимание на развитие только  слуховой  памяти.

Слушание сказок.

Слушая сказку, ребенок  воображая, самостоятельно додумывается, как же выглядит тот или иной персонаж.

Разучивание стишков наизусть.

Стихи нужно подбирать в соответствии с возрастам .

Неиспользуемый кладезь и для памяти, и для нравственности – малые формы фольклора. Это потешки, песенки, чистоговорки, поговорки и т.д. Они короткие по содержанию, да и легко запоминаются

Мы рассказчики.

Развивает память пересказ прочитанного , только без принуждения. Очень хорошо начинать пересказывать в лицах. Пересказ можно начинать эпизодами, что понравилось ребенку.

Несомненно одно, память следует развивать в хорошей обстановке, не используя давление на ребенка. Обратите внимание на ориентировку и важность формирования  непроизвольной памяти.

Для этого во время любой деятельности параллельно заучиваются или повторяются любимые песенки, сказки и т.д. при этом дошкольники учатся распределять  свое внимание между двумя делами: деланием рук ( рисование, конструирование, игры..) и работой головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей - "Как улучшить детскую память?"

  Перед нами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:зрительная;слуховая;тактильная;обоня...

Как улучшить детскую память?

Консультация для воспитателей и родителей...

Родительский уголок . "Как улучшить детскую память "

Материал в помощь воспитателю для оформления  родительского уголка, консультаций и родительского собрания. В нем содержатся интересные рекомендации , как улучшить детскую память....

Тема: «Тема безопасности» Выступление из педагогического опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоро...

« Как улучшить положение с игрой в детском саду?».

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, так ли это?...

Родительский уголок "Как улучшить детскую память"

Память- одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении ин...

Консультация для родителей "Как улучшить детскую память"

В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может сказываться на его обучении и дальнейшей успеваемост...