Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жигалина Ольга Алексеевна
Почему кто-то думает быстрее, а кто-то медленнее? Можно ли улучшить качество своей мыслительной деятельности и каким образом? Помощник в этом логические и математические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие логического мышления у детей»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Согласитесь, сознание, разум, мышление – наиболее загадочные сферы жизнедеятельности человека. Где находятся мысли, и как функционирует мышление?

Почему кто-то думает быстрее, а кто-то медленнее? Можно ли улучшить качество своей мыслительной деятельности и каким образом?

По сути, мышление – это оперирование имеющейся информацией. Подинформацией понимаются разнообразные сведения, получаемые от органов чувств (ощущения), и в процессе целенаправленного обучения.Общаясь с маленькими детьми, взрослые часто умиляются их неспособности мыслить «по-взрослому», то есть устанавливать взаимосвязи между событиями, давать оценку происходящему, иметь строгие суждения о той или иной ситуации. Ноумиление заканчивается в тот момент, когда взрослым хочется, чтобы ребенок дал бы обоснованный ответ на тот или иной вопрос, либо выполнил бы просьбу взрослого.

Отсутствие логического мышления у детей, которое и отвечает за умение обосновывать свои суждения и видеть связи между событиями, может стать серьезной проблемой в

воспитании ребенка. А это означает, что родителям стоит уделить особое внимание развитию логики у ребенка.

Самый главный помощник родителей в этой ситуации – логические и математические игры. Вам не нужно тратить время на занудные попытки объяснить ребенку, что между теми или иными событиями есть связь по такой-то причине, а между другими – нет. Лучше всего научить детей самым простым играм, в которые можно играть практически в любом месте и в любое время суток. Вы сможете играть в эти игры в машине и на улице, дома и в парке. Конечно,можно также использовать компьютерные логические детские игры, но специалистывсе же рекомендуют развивать логическое мышление ребенка при помощи его вербальных игр с родителями.

Первая игра, в которую можно играть даже с самыми маленькими детьми, называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение.

Другая игра чем-то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вызагадываете что-нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Разумеется, не стоит загадывать слишком сложные для восприятия вещи, лучше всего брать примеры из окружающей нас действительности.

Дома можно уделить больше внимания математическим играм, которые легко сделать своими руками. Из цветного картона вырежьте геометрические фигуры и цифры. Вы можете с их помощью построить настоящий городок, в котором цифры посещают друг друга в домиках, построенных из геометрических фигур. Сопроводите эту игру рассказом об интересном городе цифр. Этот город не застрахован от природных катаклизмов и в какой-то момент на него обрушился ураган, который разметал цифры по комнате. Теперь у вашего ребенка задача – найти все цифры. При помощи этой игры развивается внимательность ребенка, к тому же он может научиться считать от 1 до 10 и выучить все цифры.

 Также очень полезно изанимательно решать логические задачи:

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

  • «Назови одним словом»

Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

  • «Классификация»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослыйпросит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

  • «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Час, минута, лето, секунда;

Береза, дуб, сосна, земляника;

  • «Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

  • «Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Представленные игры - это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей.

Большое значение вразвитии основ логического мышления дошкольников придается использованиютаких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

Не гонитесь за «правильностью». Основная цель – размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие.

Активно включайтесь сами, озвучивайте свой процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей"

Консультация для родителей"Развитие логического мышления у детей"Подготовила: воспитатель старшей коррекционной группы            Хоботова Светлана Валентиновна...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей"

Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей".Группа "Вишенка"...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...