Развитие мелкой моторики рук
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей о важности развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki._kons.docx924.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.

  Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

 В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.  С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, затем попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы, пришивать к ткани.

  1. Игра «Зернышки»

Для игры используются разные крупы: гречка, рис, пшено. Ребенку предлагается - сжать зерна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

  1. «Кинезиологическая игралочка»

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения включают комплекс упражнений, например, зеркальное рисование двумя руками; упражнения типа «Коснись одной рукой уха, другой – носа, затем быстро поменяй», «Кулак-ладонь, кулак-ладонь».

  1. Игры с бусинами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев.

  1. Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, творческие способности

  1. Аппликация

Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую-либо форму.

  1. Массаж рук массажным мячиком

- покатать мячик между ладонями продольными движениями;
- покатать мячик между ладонями круговыми движениями;
- покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой;
- накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его.

Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой.

  1. Игры с кинетическим песком

- отыскать среди песка фигурки, мелкие игрушки, формочки;

- слепить из кинетического песка фигуры, «Замесить тесто», «Лепим пирожки».

Таким образом, упражнений и игр для мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, целое разнообразие. При регулярном выполнении у ребенка наряду с мелкой моторикой рук развивается речь, мышление, память, внимание, фантазия.

Уважаемые родители, выполняется вместе со своими малышами упражнения для развития мелкой моторики рук.

Это полезно и очень весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...