Статья для родителей: «Я сам! когда и как приучать ребенка к самостоятельности?»
статья (младшая группа)

Абрамова Алена Анатольевна

Статья поможет родителям воспитать ребенка самостоятельным, способным опираться на себя,

мыслить и действовать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей: «Я сам! когда и как приучать ребенка к самостоятельности?»

Воспитатель: А.А. Абрамова

Ноябрь, 2023.

Все  родители мечтают о  самостоятельных детях. Но часто родители слишком активно защищают ребенка от малейших неприятностей. И это мешает ему взять на

себя ответственность. Не развивая самостоятельность ребенка мы делаем

его хрупким, зависимым и капризным. Как найти баланс между заботой

и свободой? С какого возраста нужно приучать ребенка к самостоятельности? С  самого начала! Родителям необходимо понимать, что рядом с ними появилась самостоятельная личность, со своими индивидуальными особенностями, со своими чувствами, характером и судьбой. По сути рождение ребенка - это первое расставание, второе - отлучение от груди, третье - когда становится на ножки и начинает самостоятельно ходить, и, наконец, он говорит  «я сам».  Когда у мамы мотивация «ребенок ради ребенка», то ребенок получает не тревогу и беспокойство, а любовь и принятие. В такой  момент, и формируется база, основа самостоятельности.  Важно, чтобы ребенок чувствовал принятие, одобрение и поддержку родителей, что бы он ни захотел сделать: выбрать платье или игрушку, когда собирается в детский сад, либо помыть посуду или полы, либо высказать свое мнение, когда вы вместе с ребенком размышляете над сложной ситуацией. Часто перед родителями встает выбор между «научить» и «сделать самим». Некоторые предпочитают выбрать второе: так они экономят свое время и избегают непредсказуемого результата. Например родителям проще и быстрее самому покормить ребенка, чем ждать, пока он сам поест. Избыток родительской активности гасит активность ребенка, не дает ей развернуться. Часто родители даже не замечают детской потребности в самостоятельности, инициативы, так как сами чрезмерно деятельны. Подобное поведение в итоге приводит к тому, что ребенок вместо естественного желания «я хочу сделать это сам» начинает испытывать другие чувства «я не могу сделать это сам, за меня это сделают родители». Помимо гиперопеки, серьезный вред личности ребенка может нанести установка родителей на то, что ребенок станет самостоятельным сам. Это приводит к тому, что родители начинают верить во «взрослость» ребенка, чтобы побыстрее предоставить ему самостоятельность, к которой он может быть еще не готов. В разном возрасте дети по-разному воспринимают информацию, и способны выполнять только определенный посильный объем задач. Малыши в возрасте 2-3 года могут сами надеть определенный атрибут одежды, самостоятельно принимать пищу, выбирать книжку, которую родители будут читать им перед сном, и игрушки, решать, когда им необходимо сходить в туалет. Дети в возрасте 3-5 лет должны нести ответственность за все вышеперечисленное, плюс за порядок в комнате. Они уже могут выбирать, какое количество еды они бы хотели съесть и с кем им интереснее играть. Старайтесь чтобы ребенок был больше включен в реальные дела семьи, а не только в игровое пространство своего воображения или виртуальный мир ТВ и компьютерных реалий, нужно с самого раннего возраста приобщать его к тому, что делают взрослые, давать ему небольшую часть работы. Оторванность от простых дел, которые служат поддержанию жизни, не лучшим образом влияет на характер ребенка. Дети, которых постоянно обслуживают, у которых нет необходимости проявлять самостоятельную активность, рискуют стать требовательными, неуверенными в себе, склонными к депрессивным переживаниям и нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям. Конечно, если ребенок привыкает, что ему все приносят на блюдечке, он становится требовательным. Но как неуверенность в себе и склонность к депрессивным переживаниям связаны с самостоятельностью? Некоторые родители, наоборот, считают, что, не нагружая детей, они вырастят их светлыми оптимистами, ведь их детство было столь безоблачным! Как кажется родителям дети, получающие все по первому требованию, без собственных усилий должны вырасти как раз уверенными в себе, ведь им все так легко доставалось! На практике оказывается, что это совсем не так! Уверенность в себе и оптимизм связаны у человека с опытом реального воздействия на этот мир. И сравнительно мало связаны со словами, которые ребенку говорятся. Так, если вы будете твердить ребенку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные» слова. И наоборот, если не нахваливать на каждом шагу, но предоставлять ребенку реальный опыт действий, позволить видеть результат своих усилий, то ребенок будет становиться увереннее и оптимистичнее.

Запомните уважаемые родители! Невозможно сегодня полностью обслуживать ребенка, даже не привлекая внимания к тому, что вы делаете, а завтра вдруг объявить ему: а теперь, мой милый, сам давай! Кроме сопротивления вы ничего не получите. Так что ключевое понятие для развития самостоятельности – эволюция. Завтра на один шаг больше, чем сегодня. Для того, чтобы развить полезные и необходимые качества у ребенка, родителям не нужно делать ничего, что бы противоречило его природе. Действительно, у ребенка уже есть семена, зачатки всех качеств характера, вопрос только в том, сможете ли вы вырастить эти семена. При правильном и разумном подходе любой ребенок может проявлять доброту, чуткость, целеустремленность или самостоятельность. А вот для того, чтобы семена проросли, требуется определенная среда, уход и солнечный свет. Прежде, чем приступить к развитию самостоятельности ребенка, желательно верить, что то, что вы собираетесь развивать, свойственно ребенку по самой его природе. Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что малыша нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, он должен рассчитывать на свои силы. Задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы.

Источник:  «Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности»

Е. Филоненко — «Автор», 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: "Как себя вести в ситуациях капризов ребенка?"

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ребёнок капризничает. Капризы, как мы знаем, выражаются по разному: от обычного хныканья, до валяния на полу или в гневе швыряния всего, что попадётся по...

Статья для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают»

Статья для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают»  Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано и...

Консультация для родителей. Некоторые советы, которые помогут Вам приучить ребенка правильно мыть руки.

Прочитайте малышу стихи, пусть он раскрасит картинки к ним. У Вас получилась самая настоящая энциклопедия чистоты! Повесьте рисунки и стихи в ванне рядом с зеркалом, зачитывайте стихотворения крохе во...

Когда и как приучать ребенка к труду?

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и ответственным человеком, поскольку это – одно из условий успешной жизни. Однако, к сожалению, далеко не каждый может похвастаться тем...

Когда и как приучать ребенка к горшку

Изучив проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, имеющие детей раннего возраста, можем отметить ряд проблем. Такие, как – с какого возраста изучать иностранные языки, как отуч...

консультация для родителей "Как без слез и истерик приучить ребенка правильно питаться"

В консультации расказывается  о правилах, которые помогут родителям правильно организовать питание дошкольника...