Мастер - класс: «Мнемотехника – мой помощник!»
методическая разработка по развитию речи

Носова Евгения Александровна

Вводная часть

Основная часть

Практическая часть

Заключительная часть

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Одесский ДС»

Мастер – Класс:

«Мнемотехника – мой помощник!»

Материал подготовил

учитель – логопед:

Носова Е.А.

2023 год

Вводная часть

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. называет эту методику сенсорно – графическими схемами,

Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими  моделями,

Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

 

Основная часть

 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

C:\Users\USER\Desktop\Без названия.png

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

C:\Users\USER\Desktop\Без названия (1).png  C:\Users\USER\Desktop\Без названия.png        C:\Users\USER\Desktop\Без названия (2).png

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

 

- при отгадывании и загадывании загадок;

C:\Users\USER\Desktop\Без названия.png

- при заучивании стихов.

C:\Users\USER\Desktop\Без названия (1).png

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

C:\Users\USER\Desktop\Без названия (3).png

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

C:\Users\USER\Desktop\Без названия (4).png

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 

Практическая часть

Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение). Возраст детей установите самостоятельно. Каждая команда представит мнемодорожки и мнемотаблицы, а остальные будут отгадывать и попробуем сами составить рассказ.

1 команда

Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не бежит.

Яблоко от яблони не далеко падает.

2 команда

Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

Вниз на Землю он глядит.

3 команда

Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»

4 команда

Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника – мой помощник! Материал подготовил учитель – логопед: Носова Е.А.

Слайд 2

Воробьёва Валентина Константиновна - логопед, талантливый исследователь и глубокий ученый, знаток отечественной логопедии, носитель фундаментальных знаний в области патологии речи и психолингвистики

Слайд 3

Ткаченко Татьяна Александровна заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей категории, лектор курсов повышения квалификации, автор более 100 книг и пособий

Слайд 4

Ефименкова Людмила Николаевна автор книги: Формирование речи у дошкольников .

Слайд 5

Мнемоквадрат

Слайд 10

Мнемодорожка

Слайд 11

Мнемотаблица Загадка

Слайд 12

з аучивание стихов

Слайд 13

составление описательных рассказов

Слайд 14

1 команда Семь раз отмерь, один раз отрежь. Под лежачий камень вода не бежит. Яблоко от яблони не далеко падает.

Слайд 15

2 команда В темном небе звезды светят Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит. Вниз на Землю он глядит.

Слайд 16

3 команда сказка «Курочка Ряба»

Слайд 17

4 команда Зима

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер класс «Мнемотехника как средство развития речи»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.     Основная функция связной речи, коммун...

Мастер-класс "Мнемотехника - ключ к развитию связной речи"

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, р...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер-класс "Мнемотехника"

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологи - мнемотехника...

МАСТЕР-КЛАСС «Мнемотехника как средство развития речи»

      В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими....

Мастер-класс "Конструктор картинок - помощник современного педагога дошкольной образовательной организации"

Обмен информацией и практическими знаниями между педагогами. Освоение применения программы "Конструктор картинок" МЕРСИБО....