Мастер-класс "Мнемотехника - ключ к развитию связной речи"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Казакова Нина Аркадьевна

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс усвоения коммуникативных навыков был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_mnemotehnika_kazakova_n.a.doc114 КБ
PDF icon mnemotehnika_-_kazakova.pdf1.44 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Мастер класс

Мнемотехника – ключ к развитию связной речи 

Подготовил воспитатель:

Казакова Нина Аркадьевна,

(слайд 1)

(Слайд 2)

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

 «Мнемноника (мнемотехника), -  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того не зная!

 Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс усвоения коммуникативных навыков был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.    

(Слайд 4)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.   Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают  детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

(слайд 5)

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и  используются мною  для:

  • обогащения словарного запаса,
  • формировании правильного звукопроизношения (слайд 6)
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок (слайд 7)
  • при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т.е. весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений  с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.

(слайд 8)

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней      изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.   происходит отработка метода запоминания.

(слайд 9)

Работать с мнемотаблицами мы начали в младшем возрасте,  использовали простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста используем цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаем в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 (слайд 10)

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

 (слайд 11)

При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия: 

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

        Работа с аудиторией - предложить педагогам на ватмане составить элементарную мнемотабличку на предложенное четверостишье.

При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы  отображаем  в мнемотаблице.

(слайд 12)

При обучении составлению рассказов в мнемотаблице  показываются не только назывные понятия, а и предположительные действия. Вот так мы составляем рассказ о зиме:

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных, некоторые лесные животные впали в спячку. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.    

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать  интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволил нам повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Обратите внимание на предложенную мнемотаблицу (слайд №13)
А теперь, уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения и прочитать его, опираясь на таблицу:
(слайд 14)

Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки?.."
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

(на ватмане составляется таблица совместно с участниками мастер класса)
Примерная таблица, которая может получиться:

Попробуйте отгадать пословицы, зашифрованные в мнемодорожках:
(слайд 15,16)

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Делу время, а потехе час.

Глаза боятся, а руки делают

Итак, приемы мнемотехники – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение образовательной деятельности с приемами мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше ребенок научиться рассказывать или пересказывать,  тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Благодарим Вас за внимание!

Обмен мнениями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...