«Патриотическое воспитание дошкольника дома и в детском саду» 2023
статья (средняя группа)

Свиридова Галина Анатольевна

Патриотическое воспитание дошкольника дома и в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 Московского района Санкт-Петербурга

Статья

       «Патриотическое воспитание дошкольника дома и в детском саду» 

                                                           

  Воспитатель высшей категории: Свиридова Г.А.                                                                                                      

Санкт-Петербург

2023

Патриотическое воспитание дошкольника дома и в детском саду.

Эта статья из моего опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений, а так же для родителей.

 Давайте вспомним , как раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны?.. А что сегодня? Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Раньше уделялось большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, в последнее время, к сожалению, вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

     Одна из основных задач – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

    Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.

     В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя  родительские собрания, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. .Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, мини- музея группы «Наш любимый город- Санкт- Петербург», организуем фотовыставки, такие как: «Осенний Петербург», «Наш любимый детский сад», «Мамочка любимая», «Новогодний Петербург»  Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

     Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, я стараюсь помочь детям понять смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью.  Также учу беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

     Необходимо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.

      Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его  детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу. Мы  знакомимся с достопримечательностями нашего города, памятными  местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. . Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города.

     Любить свой город – значит и любить природу в нем.Через экскурсии и прогулки в парк,  я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, которые нас окружают и даже имеют свою историю, например парк Победы ( все деревья и кустарники в нем были посажены в честь Великой Победы над фашизмом).

 Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства я организовываю их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы. Огромный интерес дети испытывают при проведении различных опытов и экспериментов с предметами неживой природы. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда.

      Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Я расширяю представления детей о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Мы изучаем также культуру других республик и стран.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

      Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками старшего возраста мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, направляла их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней нашей Армии. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.

      Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

      В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе, это:

- народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);

- государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города, а так же «День матери»

- международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

- бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.

      Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, которое тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

     В своей работе я широко использую все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В нашем «Уголке книги» дети знакомятся не только с произведениями русского народа, но и с произведениями татарских, чувашских, башкирских и многих других писателей и поэтов. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,Базовым этапом формирования ...

"Патриотическое воспитание дошкольников на основе традиций детского сада"

laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Эти слова, сказанные нашим президентом В.В.Путиным в условиях обострившейся междуна...

Опрос для родителей: "Патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду".

Опрос для родителей: "Патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду"....

«Вместе с папой - я герой» - среднесрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в средней группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

14.09.2023 г. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду через мини-музей кукол» +вывод

Анкета для родителей«Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»...