"Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ"
консультация

Иванова Алевтина Владимировна

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами для обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме решения конкретных обучающих задач, они имеют воспитательное и развивающее влияние на развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами для обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме решения конкретных обучающих задач, они имеют воспитательное и развивающее влияние на развитие дошкольников.

Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ являются средством познавательного, физического, нравственного, художественно-эстетического развития. В дидактической игре ребёнок с ОВЗ не только расширяет, уточняет и закрепляет свои знания и умения, но и эмоционально переживает различные явления и жизненные ситуации.

 У дошкольников с ОВЗ наблюдается недостаточность в функционировании зрительного и слухового анализаторов. Они быстро утомляются, у них снижается работоспособность – это затрудняет формирование игровой деятельности. Поэтому дети с ОВЗ в большей мере нуждаются в целенаправленном коррекционно-педагогическом воздействии, и дидактическая игра является одной из основных форм такого воздействия. В ходе дидактической игры ребенок с ОВЗ лучше запоминает информацию, потому что она становится для него интересной.

         Дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с ОВЗ, можно разделить на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами.

Играя под руководством педагога в различные игрушки и предметы, дети с ОВЗ сравнивают их характеристики и свойства, устанавливают различие и сходство предметов. В этих играх дети с ОВЗ знакомятся с признаками предметов, основными сенсорными эталонами: величиной, цветом, формой, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением. В играх с предметами решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, определение предмета по одному свойству, объединение предметов по цвету, величине, форме, назначению и др. – все это развивает отвлеченное, логическое мышление.

В играх с предметами дети с ОВЗ выполняют задания, которые требуют преднамеренного запоминания количества, расположения предметов либо нахождения необходимого предмета. В других играх дети учатся складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки также относят к играм с предметами. Игры-инсценировки дают возможность уточнить представления детей с ОВЗ о бытовых ситуациях, о содержании детских художественных литературных произведений,  о нормах поведения.

Настольно-печатные игры.

Игровыми дидактическими задачами настольно-печатных игр является закрепление у дошкольников с ОВЗ умений количественного и порядкового счета, развитие умений располагать картинки на столе, ориентируясь в микропространстве, развитие умений связно рассказать об изменениях, произошедших с картинками и пр.

Словесные игры.

Дети с ОВЗ с помощью педагога либо самостоятельно решают мыслительные задачи; описывают предметы, называя характерные их свойства и признаки; загадывают и отгадывают предметы и явления по описанию; группируют словесно предметы по различным свойствам и характеристикам.

Особенно эти дидактические игры важны в коррекционно-образовательной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ, т.к. развивают словесно-логическое мышление, речевую и мыслительную готовность детей с ОВЗ к школе: формируют умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.

Таким образом, для дошкольников с ОВЗ дидактическая игра создаёт положительный эмоциональный подъём, «ситуацию успеха», но вместе с тем требует от детей определённого напряжения мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками"

В презентации описаны дидактические игры по цветоведению и краткая аннотация к их проведению....

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе.

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе....

Презентация "Значение игры в коррекционно-педагогическом процессе"

laquo;Значение игры в коррекционно-педагогическом процессе обучения и воспитания детей с ТНР» Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения ...

Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Деловая игра "Использование дидактических игр по ФЭМП в работе с дошкольниками"

внетрадиционной форме показать свои знания   по формированию  элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать...

Дидактические игры как средство экологического воспитания младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическо...