Конспект тренинга для родителей «Секреты развития речи»
учебно-методическое пособие

Колегова Дарина Васильевна

Тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._konspekt_treninga.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга для родителей «Секреты развития речи»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

- Способствовать созданию атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

- Обучить родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать речь ребенка;

- Способствовать активизации речевого общения в семье с помощью художественной литературы

Форма проведения: тренинг за круглым столом

Участники: воспитатели и родители

Предварительная работа: Авторы – родители, изготовление таблицы «Я хочу читать!», подбор литературы для мини - библиотеки в приемной, создание видеоролика.

Оборудование: ноутбук, телевизор, коробочки с «секретами».

Ход

Приветствие в кругу.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Мы рады Вам. Прошло уже полгода с того момента, когда вы привели своих малышей в нашу группу. Мы можем сказать, что нам повезло, так как вокруг нас собрались замечательные дети. Складывается детский и родительский коллектив. На данный момент мы наблюдаем активное стремление детей к общению.

Предлагаем вам поиграть в игру. Передаем по кругу игрушку и называем, какие изменения вы заметили в своем ребенке с тех пор, как он начал посещать детский сад.

Предлагаем пройти родителям за стол.

Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.

Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков, и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Многих родителей в нашей группе тревожит то, что малыши не разговаривают или владеют лишь небольшим количеством обиходных слов.

Сегодня, у нас с вами необычная встреча. Тренинг, в буквальном смысле слова, обучать, воспитывать.

Мы хотим не просто рассказать вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Перед тем, как приступить ко всем секретам, мы хотим сказать несколько слов о самом важном. Любовь мамы и папы к своему драгоценному малышу не измерить ни морями, ни океанами. Она безгранична, но всегда рядом. Это самый главный ваш инструмент на пути к речи малыша. Отметим несколько основных пунктов.

1. Терпение. Не надо ждать от ребенка сразу много слов или предложений. Потерпите немного. Сначала звуки, потом слоги, позже слова, ну и наконец, предложения! Значит, не торопимся и не подгоняем малыша!

2. Принять ребенка таким, какой есть. И не сравнивать ни с кем! Занимайтесь своим любимым малышом и дайте проявиться его талантам.

3. Не критикуйте своего ребенка. Никогда, ни при каких обстоятельствах! Ребенок должен быть любимым своими мамой и папой!

4. Хвалите малыша. Восхищайтесь им. Какой он у вас молодец, какой умный и красивый, какой развитый и веселый, бесконечно талантливый и лучший для вас! Говорите ему об этом. Хвалите за каждую мелочь, восхищайтесь самыми простыми вещами. Ребенок чувствует все и будет развиваться не по дням, а по минутам.

Сегодня мы поговорим о секретах развития речи.

Открываем первую коробочку (в ней находится схематическое изображение губ и книга)

- Как вы думаете, какой самый главный секрет? Что оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка?

- Речь взрослого – пример для подражания. Говорите с ребенком. Говорите много, не «сюсюкая» и не «ломая язык». Говорите, как с взрослым. Рассказывайте малышу все – о первых лучиках солнца, целующего его носик, о своей любви к нему и не только. И привыкайте с ним разговаривать, ваше с ним общение – основной тренажер для развития речи крохи.

Книга. Раньше книга считалась лучшим подарком. А что сейчас? У кого ребенок просил у Деда Мороза в подарок книгу, а не новую игрушку? Таких детей единицы. Чаще встречаются ситуации, когда, услышав предложение почитать, ребенок делает такое выражение лица, как будто ему предлагают съесть целый лимон. Книги во многом обесценились. Не читают родители, и не читают дети. Просто не видят в этом смысла. А есть ли он – смысл чтения?

Может, действительно, книги не так уж и важны для развития ребенка, для его интеллекта и воображения?

Говорят, что книги развивают речь ребенка.

Это действительно так. Конечно, когда ребенку читают книгу, показывают иллюстрации, просят показать какие-то предметы, побуждают сказать последнее слово стиха и т.п. – все это отлично развивает речь ребенка.

Но все это можно делать и без книги. Можно показывать реальные предметы в быту. А можно скачать приложение для планшета, или презентацию на компьютер, или мультик, где ребенок будет знакомиться с разными словами. Чем не развитие речи?

А знаете, какой главный стимул развития речи ребенка? Это общение. Самое обычное живое общение. Посади ребенка перед мультиками и не разговаривай с ним - получишь ребенка, повторяющего фразы из мультика, но не умеющего ответить на вопрос, не умеющего что-то просить, т.е. не умеющего общаться.

А маленький ребенок не может читать книгу один. Для него книга в первую очередь — это общение со взрослым человеком.

Именно поэтому книги в сотню раз лучше развивают речь ребенка, чем мультики и планшеты. Живое общение ничем не заменить. Это не значит, что нельзя подключать к развитию ребенка различные гаджеты и мультики. Просто они не должны доминировать.

Еще говорят, что книги развивают воображение.

Это действительно так, ведь когда мы читаем книгу, то в голове у нас всплывают образы прочитанного. Мы представляем себе главных героев, их эмоции, вместе с ними погружаемся в приключения.

Часто, когда дети берут уже готовые образы из мультфильмов, кино, игр, – это ограничивают их воображение, ведь у них в голове уже есть готовый образ героя из мультика.

Книги же дают больший простор для фантазии.

Книги развивают внимание и усидчивость. Только мало какой ребенок может безотрывно читать в течение часа, а вот мультики смотреть час, а то и больше – это запросто.

Тогда, может быть, мультики лучше развивают усидчивость?

Все дело в том, что мелькающие картинки, яркие звуки и мелодии просто гипнотизируют ребенка, и его непроизвольное внимание полностью направлено на мультик. Зачастую, после просмотра мультиков или фильмов, маленькие дети становятся перевозбужденными, неуправляемыми, закатывают истерики.

Наверное, каждому из вас знакома фраза «ребенок перевозбудился»? Эта фраза как раз про то, что дети не могут физиологически сами успокоиться.

Но с книгами такого не происходит. Почему? Книги больше развивают внимание произвольное, а это залог самоконтроля в будущем, умения целенаправленно обращать свое внимание на какой-то объект.

Выходит, что книги похожи на невкусное лекарство?

Вроде есть надо, но очень не хочется. А мультики как конфетки: вкусные, и можно за раз съесть целый мешок, - а потом не влезть в любимые джинсы.

Мультики и гаджеты и правда, как конфетки: хороши в меру! Тогда от них не будет негативных последствий.

А вот книги могут быть противным лекарством, а могут - и драгоценным подарком. Все зависит от родителей.

Как же подружить ребенка с книгой? Как превратить чтение в веселую игру?

Как читать книжки, чтобы это развивало речь ребенка?

1. Выбираем книгу. Какому жанру отдать предпочтение? Сказкам? Рассказам? Читайте все! Рассказики могут быть и повествовательные и описательные. Сказки тоже бывают разные - народные и авторские, о животных, на бытовые темы, волшебные. Выберите то, что Вам по вкусу! Но важно помнить при этом, что не каждый текст детской книги подойдет для малышей. Пусть это будут максимально простые произведения, со знакомыми героями.

2. Рассматриваем иллюстрации. Рисунки в первых книгах малыша должны быть простыми, яркими, крупными, без большого количества деталей. В плане развития речи такие картинки очень хороши тем, что можно по ним задавать малышу вопросы («Где у зайки ушки, носик, глазки?», «Какого цвета у собачки шерстка?», «Где мячик?»).

3. Оцениваем текст. Текста должно быть немного, и желательно, чтобы набран он был достаточно крупным шрифтом. Так крохе интереснее будет водить пальчиком по словам — «читать». Это поможет развить у малыша интерес к печатному слову и вызовет желание узнать, какой смысл скрывается за этими маленькими картинками.

4. Добавьте эмоций! Многие мамы замечают, что малыш быстро утрачивает интерес к чтению, вырывает книгу из рук или перелистывает страничку. Отчасти причина может быть в том, что, когда Вы читаете книгу, Вы не смотрите на малыша. Используйте чтение-рассказывание: листайте книгу, но не прочитывайте текст, а рассказывайте его, время от времени посматривая на ребенка!

Пользуйтесь разными средствами выразительности в речи: повышайте и понижайте голос, изменяйте его тембр, добавляйте междометия и звукоподражания. Это поможет дольше сохранить внимание ребенка, передать ему свои эмоции и чувства, научить его пользоваться средствами выразительности в речи, а возможно, и простимулирует появление первых слов!

В приемной мы собрали для вас библиотеку, в которой находятся книги для чтения детям. После прочтения каждого произведения, вместе с ребенком приклеиваете смайлик в таблицу «Я хочу читать!». Мы будем очень рады, если вся таблица будет заполнена веселыми смайликами.

Открываем вторую коробочку (пособия для развития моторики)

Развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Показываем родителям пособия для развития моторики, изготовленные из подручных материалов (тактильные мешочки, бутылочки с пуговицами, коктейльные трубочки, ватные палочки, крышки от бутылок, прищепки, платочки).

Предлагаем родителям поиграть.

Открываем третью коробочку (диск с музыкальными играми)

Музыкальные игры – еще один из приемов, влияющих на развитие речи.

В нашей группе мы ежедневно используем в работе игры с музыкальным сопровождением. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Предлагаем родителям поиграть в музыкальную игру.

Открываем четвертую коробочку (орехи, карандаши, детали конструктора для массажа пальчиков)

Пальчиковые игры

Сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.

Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, дети активизирует речевые центры головного мозга.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность малыша, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

Предлагаем родителям проиграть в пальчиковую игру.

Массаж пальчиков. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом. С нашими малышами мы делаем массаж пальчиков и ладошек с помощью грецких орехов, карандашей, деталей конструктора.

Предлагаем родителям сделать массаж для рук с помощью грецких орехов.

Просмотр видеоролика.

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

  • Набраться терпения; принять ребенка таким, какой он есть; ни в коем случае не критиковать малыша, а хвалить его.
  • Разговаривать с ним, заменить телевизор и телефон на живое общение.
  • Читать художественные произведения – с эмоциями, меняя тембр и высоту голоса.
  • Развивать моторику рук при помощи подручных средств.
  • Играть вместе в музыкальные, пальчиковые игры.
  • Делать массаж пальчиков

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Рефлексия

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана:

Сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…, я научился…, я попробую…, меня удивило…

 А сейчас у Вас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Список литературы

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 368 с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозайка – Синтез, 2015. – 80 с.: цв. вкл.

3. Микляева Н. В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 80с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Управление детским садом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Секреты развития речи детей раннего возраста"

Работая с малышами, мы педагоги, очень часто встречаемся с проблемами в речевом развитии, которые требуют вмешательства специалистов. Очень важно вовремя донести до родителей насколько важно развивать...

Семейный логопедический тренинг по теме: «Роль родителей в развитии речи детей »

материал для педагогов и логоледов при проведении мероприятия посвященого  теме: организации единого речевого пространства в семье и в детском саду.....

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

Логопедический тренинг по теме: «Роль родителей в развитии речи детей »

Логопедическийтренинг по теме: «Роль родителей в развитии речи детей »...

Тренинг для родителей "Секреты взаимопонимания"

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе на тему «Секреты лягушки»

Конспект занятия для подготовительной группы был проведен в игровой форме. Были  применены наглядные методы ( карточки с изображением животных0, словесные методы ( рассказ воспитателя про земново...