Логопедический тренинг по теме: «Роль родителей в развитии речи детей »
материал по логопедии

Фролова Евгения Владимировна

Логопедический

тренинг по теме:

 

«Роль родителей в развитии речи детей »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический

тренинг по теме:

«Роль родителей в развитии речи детей »






Учитель-логопед

МБДОУ №5 «Калинка»

Фролова Е.В.

     -Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Евгения Владимировна.

 Сегодня наше мероприятие посвящено теме: «Роль родителей в развитии речи детей». Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

        Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

     В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

          Поэтому наша встреча пройдёт под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». 

 Активизация родителей (Эстафетный мячик)

             Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Кроме того упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить несколько простых пальчиковых упражнений

Презентация Пальчиковая гимнастика»

 Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Если вы заняты на кухне, то можно своему ребенку дать перебрать рис, гречку. Или же специально смешать несколько круп: рис, горох, фасоль. Предложить ребенку разложить по баночкам отдельно каждый вид. Здесь развивается внимание, мышление, усидчивость и скорость. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

 На занятиях чаще используем стихи для мелкой моторики:

  1. Как-то на рассвете гном

Свой решил покинуть дом

И с корзинкой  из избы гном помчался по грибы

Вдруг в лесу раздался гром

Гном укрылся под грибом!

  1. Как хорошо быть пчелкой

С веселой рыжей челкой

И перед всем народом хвалиться своим медом.

  1. Зря пловчиха здесь нырнула

В море плавает акула

И на пруд я не пойду, щука плавает в пруду

Есть медуза в океане

Буду я купаться в ванне.

          Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)
Какие же приёмы можно использовать дома самостоятельно, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Упражнения для губ и языка:

Тянуть губы прямо к ушкам

 Очень нравится лягушкам.

 Улыбаются… смеются….

 А глаза у них, как блюдца

Упражнение «Заборчик»

    Язычок у нас силач

     В зубы упирается

     Сильно напрягается

     Горкой выгибается.

Упражнение «Трубочка»

    Язык сложим в трубочку-

    На дудочку похоже.

    Подудеть на дудочке

    Без дудочки мы можем:

    Ду-ду-ду-ду.

Упражнение «Лошадка»

- Я лошадка Серый Бок! Цок-Цок-Цок-Цок!

  Я копытцем постучу, Цок-Цок-Цок-Цок!

  Если хочешь прокачу! Цок-Цок-Цок-Цок!

Посмотри, как я красива: Цок-Цок-Цок-Цок!

Хороши и хвост и грива. Цок-Цок-Цок-Цок!

Я лошадка Серый Бок! Цок-Цок-Цок-Цок!

Упражнение "Лопаточка"

- Язык лопаткой положи

 И спокойно подержи

 Язык надо расслаблять

 И под счет его держать:

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Язык можно убирать.

Упражнение «Качели»

   На качелях я качаюсь:

   Вверх-вниз, вверх-вниз,

   Выше крыши поднимаюсь,

   А потом спускаюсь

Упражнение «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Упражнение " Маляр"

Красить комнаты пора-

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Упражнение "Чистим зубы"

- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Почистим кончиком язычка зубы нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почистим еще раз старательно с внутренней стороны, если получится и верхние зубы.

Чистим зубы...Чистим зубы...

 И снаружи... И внутри...

 Не болели... Не темнели... Не желтели, чтоб они.

              Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.  Ведь для того чтобы заниматься развитием речи ребенка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге , на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи  в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем.

"Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи ребенка заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка».

 Логопед: Мышка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, маленькая, серая...

Логопед: Что еще бывает пушистым?

Родитель: Вата, облако, кошка...

 Логопед: Какая еще бывает кошка?

Родитель: Рыжая, разноцветная, злая..

Логопед: Кто еще может быть злым?

 Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д.  

 "Семейная олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) 

"Весёлые рифмы" 
Играющие должны подбирать к словам рифмы. 
Свечка - :. печка; 
Трубы - : губы; 
Ракетка - пипетка; 
Слон - :поклон; 
Сапоги - :пироги и т. д. 

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Дополни предложение»

 Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

      Основное правило этой игры по развитию речи детей в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

      Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

  • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
  • Читайте художественные произведения.
  • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
  • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Рефлексия

В заключение нашей встречи ещё раз хочу попросить продолжить фразу: (Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало)

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания

-я понял, что…

-теперь я могу…

-я почувствовал, что…

-я приобрел…-

-я научился…

-я попробую…

            -А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

- Мы хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"  В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР – д/с №14.        ...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы. Тема: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель:  - повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;- заинтересовать родителей  актуальностью данной темы, вовлечь род...

Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...