Консультация для родителей в старшей группе "Зима"
консультация (старшая группа)

Плешакова Марина Алексеевна

Консультация для родителей «Зима» в старшей группе

Для успешного развития ребенка, рекомендую Вам уважаемые родители:

побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года,

вспомнить названия зимних месяцев;

вспомнить вместе с ребенком признаки зимы (снег, иней, лед, сугробы, метель, морозные узоры, мороз);

учить ребенка видеть за окном, по пути в детский сад, называть зимние признаки;

во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные, объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными;

назвать зимнюю одежду;

рассказать, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);

вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь); как ведут себя птицы зимой; как люди помогают птицам зимовать;

р ассказать, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать);

рассмотреть с ребенком снег и лед, сравнить их.

Словарь ребенка должен включать словазима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; месяц, мороз, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, узоры, бахрома, снеговик, коньки, птицы (зимующие, кормушка, одежда (зимняя, снегопад, реки, озёра.

Действия: замерзать; метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, скользкий, весёлые, мягкий, пушистый, ледяной, снежный, и т. д.

Рекомендуем дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома с вашим ребенком,закрепляя знания по данной теме:

«Скажи какой, какая, какое, какие?»(согласование прилагательных с существительными)

С нег (какой) – белый, пушистый, холодный, мягкий, легкий, липкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий; Сосулька (какая) – длинная, ледяная, прозрачная… Зима (какая) – снежная, морозная, холодная, злая, суровая, длинная, вьюжная; Снежинка (какая) – легкая, белая, красивая, нежная, …Лед (какой) - гладкий, блестящий, твердый, прозрачный, скользкий, снежинки (какие)— белые, легкие, мохнатые, пушистые,красивые, узорчатые, прозрачные, холодные, Солнце (какое) - … .Мороз (какой) - …

«Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): елка – елочка, ветка - …веточка, снег - …снежок, сосна - …сосенка, иголка - …иголочка, зима - …зимушка, шишка - …шишечка, мороз — морозец, снеговик — … метель — метелица, холод —холодок, ветер - ветерок, лед -ледок, сосулька- …., снежинка- …., сугроб- …., горка- …., ком- …., санки — саночки, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.

«Подбери предмет к признаку» (согласование прилагательных с существительными) Снежный – ком, … Снежная - … Снежные – заносы, … Снежное – поле, … .

«Подбери родственные слова» (образование родственных слов) Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, заснеженный, снегопад, подснежник, снегирь. ;Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие… Мороз – морозный, морозить, замораживать, морозец, морозилка, мороженое, ….; Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед, ледок, льдинка, ледоход, ледяной.

«Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): есть снег — нет снега, мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

«Один – много» (образование множественного числа существительных): снег — много снега, лед — льдов, много льда, звезда —. звезд, день — ….дней, узор — ….узоров, ночь —. ночей, снежинка — …. снежинок, снеговик — …. снеговиков, санки — ….санок, буря — ….бурь, вьюга —. вьюг, стужа. стуж, холод. - ….холодов, забава — …. забав, мороз — …морозов, метель —. метелей, зима — …зим, месяц — …месяцев, снегопад — …снегопадов, снежок — …снежка.

«Посчитай»(согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): одна зима, две, три, четыре, пять… Один месяц, два, три, четыре, пять… (снежинка, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

«Скажи наоборот» (поиск антонимов)

Зимой ночь длинная, а день короткий; снег белый, а асфальт. (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом. (теплый, южный).

«Назови действие» (подбор глаголов по смыслу)

Снег (что делает) — ложится, сверкает, тает, блестит, идет, порхает, кружится, вьюга – воет, летает, злится, заметает… (снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

«Когда это бывает?»

Снег на полях,

лед на реках.

Вьюга гуляет,

когда это бывает?

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?

Отгадате загадки.

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)

Что вниз головой растет? (Сосулька)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые. (снежинки).

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

Прочитайте ребенку рассказ о зиме, а затем попросите его повторить вместе с вами. После осени наступила зима. Кругом лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. На улице мороз. Люди одевают тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги.

Составление рассказа о зиме по плану:

Какая погода сейчас (небо, солнце, осадки?

Как одеваются люди зимой?

Как живут растения зимой?

Как зимуют животные в лесу?

Сказки для чтения

«Зимовье»

«Два Мороза»

«Морозко»

«Снегурочка»

«По щучьему веленью»

«Госпажа метелица»

«Лиса и заяц»

Желаем вам успеха!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей в старшей группе На тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»

Консультация для родителей в старшей группеНа тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»...

Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

   повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...