Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Важная роль в приобщении детей к миру художественной литературы принадлежит родителям.  Поэтому, мы предлагаем примерный список произведений для домашнего прочтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Сопереживая героям рассказа или сказки, ребёнок учится понимать жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Читая дошкольнику книги, мы развиваем мышление и воображение ребенка, обогащаем его эмоциональный мир.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Огромное значение художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения. Все это является залогом для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Важная роль в приобщении детей к миру художественной литературы принадлежит родителям. Поэтому, мы предлагаем примерный список произведений для домашнего прочтения.

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира.

Русский фольклор

Песенки (обрядовые: к масленице …).

Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки, небылицы…).

Волшебные сказки

«Василиса Прекрасная»,

«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо»,

«Семь Симеонов»,

«Снегурочка»,

«Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»,

«Финист – Ясный сокол»,

«Заколдованная королевна»,

«Жар птица и Василиса Царевна»,

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова,

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Былины

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,

«Илья избавляет Царьград от Идолища»,

«Илья Муромец и Калин – царь»,

«Как Илья Муромец богатырем стал»,

«На заставе богатырской»,

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой и др.

Фольклор народов мира. Сказки

«Кот в сапогах»,

«Мальчик – с – пальчик» (фр.);

«Наказанная гордыня»,

«Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.);

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;

«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Поэтические произведения

А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша», «Берёза»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин.«Птичка», «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер...» (в сокр.);
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».
#1041;ерестов. «Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю. Владимииров. «Оркестр»;
Н. Заболоцкий. «На реке»;
Н. Матвеева. «Путаница»;
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
И. Токмакова. «Кораблик», «Мне грустно...»;
Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой», «Страшная история», «Память»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
С. Маршак «Тает месяц молодой»,

А. Плещеев «Весна», «Мой садик»,

Б. Заходер «Повара»,

Е. Михайлова «Что такое Новый год»,

Поэтические сказки

П. Ершов «Конек – горбунок»,

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

К. Чуковский «Бармалей».

Басни поэтические и прозаические

И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»;

С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец», «Соловей и Ворона».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»;

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»;

Р. Киплинг «Маугли»,

Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»,

М. Пришвин «Весна в лесу», «Золотой луг»;

С. Аксаков «Аленький цветочек»,

Г, Х, Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»;

П. Бажов «Серебряное копытце»;

Бр. Гримм «Бременские музыканты»;

В, Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»;

Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»;

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»;

рассказы о детях Л. Толстого;

А. Куприн. «Слон»;

М. Зощенко. «Великие путешественники»;

К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

С. Алексеев. «Первый ночной таран»;

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);

Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;

С. Романовский. «На танцах» и др.

Сказки повести

А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»;

В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»;

А. Милн «Винни – Пух и все – все – все»;

Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»;

Дж. Родари «Приключения Чипполино»;

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»;

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»;

Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».

Произведения для заучивания наизусть.

Я. Аким. «Апрель»;

П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

Е. Благинина. «Шинель»;

Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;

С. Есенин. «Береза»;

С. Маршак. «Тает месяц молодой.»;

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»);

Н. Рубцов. «Про зайца»;

И. Суриков. «Зима»;

П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (и другие на выбор родителей)

Пожалуйста, не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Уделяйте детям как можно больше времени и внимания, помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

статья о том, чему учит детей та или иная книга, поговорка или пословица....

Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская  литература, которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной литературы. Ребенку, который только начинае...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о роли художественной литературы в развити детей старшего дошкольного возраста....

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Роль художественной литературы в развитии детей раннего дошкольного возраста

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирование личности ребенка,его художественного развития, существенную роль играет правильный выбор произведений лите...

Роль художественной литературы в развитие детей младшего дошкольного возраста

В данной работе представлены теоретические основы развития речи через приобщение к чтению художественной литературы детей младшего дошкольного возраста...