Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.
консультация (младшая группа)
Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.
В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не возникает после «серьезного разговора». Он формируется с раннего детства.
Многие родители мечтают воспитать ответственного, собранного, пунктуального ребенка, но в то же время спешат все делать за малыша и быстро исправлять любые его промахи. Как же тогда он узнает, что у поступков есть последствия? Как научится делать что-то самостоятельно?
Ответственность тесно связана с самостоятельностью, хотя это не одно и то же. Вначале возникает самостоятельность — ребенок учится сам одеваться, относить грязные вещи в корзину, помогать маме на кухне. Постепенно он понимает, что у него есть обязанности.
Но ответственность — это несамостоятельность. Трехлетка с удовольствием кричит: «Я сам!» и рвется налить воду в чашку, не думая о том, что чашка разобьется. Умение соизмерять свои силы и доводить начатое до конца придет намного позже.
Ответственность — это неисполнительность. Пытаясь воспитать ответственного ребенка, родители иногда воспитывают послушного. Но исполнительный человек не всегда готов принимать решения. Он может ожидать, что ему укажут правильный вариант, а если что-то пойдет не так — виноват будет указавший.
Чтобы этого добиться, родителям следует запомнить одно самое
главное правило: «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_otvetstven.docx | 488.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.
В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не возникает после «серьезного разговора». Он формируется с раннего детства.
Многие родители мечтают воспитать ответственного, собранного, пунктуального ребенка, но в то же время спешат все делать за малыша и быстро исправлять любые его промахи. Как же тогда он узнает, что у поступков есть последствия? Как научится делать что-то самостоятельно?
Ответственность тесно связана с самостоятельностью, хотя это не одно и то же. Вначале возникает самостоятельность — ребенок учится сам одеваться, относить грязные вещи в корзину, помогать маме на кухне. Постепенно он понимает, что у него есть обязанности.
Но ответственность — это несамостоятельность. Трехлетка с удовольствием кричит: «Я сам!» и рвется налить воду в чашку, не думая о том, что чашка разобьется. Умение соизмерять свои силы и доводить начатое до конца придет намного позже.
Ответственность — это неисполнительность. Пытаясь воспитать ответственного ребенка, родители иногда воспитывают послушного. Но исполнительный человек не всегда готов принимать решения. Он может ожидать, что ему укажут правильный вариант, а если что-то пойдет не так — виноват будет указавший.
Чтобы этого добиться, родителям следует запомнить одно самое
главное правило: «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать».
Развитие чувства ответственности
С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:
- застелить кровать после дневного сна;
- расставить приборы к обеду;
- убрать по местам игрушки.
Постепенно увеличивать обязанности
Домашние обязанности могут быть даже у детей 4–5 лет — убирать свои игрушки, ставить на место обувь, помогать маме готовить или мыть посуду. Ребенок будет делать что-то неправильно или неловко, но не спешите взять у него из рук тарелку. Дайте ему почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Многие часто путаю самостоятельность с полной свободой действий или поступков, но это не так. Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие Как воспитать у ребенка чувство причастности к природе.
Методическое посоюие в помощь родителям и воспитателям, Какие методы, использовать чтоб заинтересовать и привлечь детей к познанию природы...
Как привить ребенку чувство ответственности
В статье рассказывается о том, как привить ребенку чувство ответственности....
Как привить ребенку чувство ответственности
СТАТЬЯ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ...
Как привить ребенку чувство ответственности
Рекомендации для родителей...
Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"
Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...
Как развить у ребенка чувство ответственности
Консультация для родителей...
"Как формировать у ребенка чувство ответственности"
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии каждого ребенка. Именно в данный период жизни закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения, определяющие дальнейшее нрав...