Родительский клуб "В детский сад с радостью"
проект (младшая группа)

Кравченко Лилия Николаевна

      Из года в год, сталкиваясь с одними и теми же трудностями адаптационного периода, практические психологи указывают, что есть острая необходимость в совместной предварительной работе с родителями и детьми задолго до поступления в детский сад.

    В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Одной из таких форм сотрудничества в нашем детском саду является создание  Родительского клуба успешной адаптации -  «В детский сад с радостью».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического личностного развития человека. Роль взрослых в этот период очень важна и ответственна. Именно в условиях индивидуального общения ребёнка с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности.

Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте заниматься его развитием и воспитанием, не уделяют этому должного внимания.

Поступление ребенка в детский сад очень важный и ответственный момент не только в жизни ребенка, но  и взрослых, его окружающих. Многочисленные исследования ученых (Э.Торндайк, И.П.Павловой, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям в основном зависит от того, какая предварительная работа проводилась с ним и его родителями.

Зачастую получается так, что не готовыми к новому статусу – «родителей воспитанника детского сада» оказываются сами родители. Они либо переносят всю ответственность за воспитание и развитие ребенка на плечи педагога, как только он поступает в детский сад, либо ведут бесконечные споры, предъявляют необоснованные претензии, проявляют повышенный уровень опасений. Даже понимая необходимость устройства ребёнка в детский сад, выражают свою тревожность, страхи и, зачастую в его присутствии, запугивают детским садом («Вот пойдёшь в детский сад, там тебя научат!»), что формирует у малыша подсознательную негативную установку в отношении дошкольного образовательного учреждения.

Опыт показывает, что родители детей, поступающих  в детский сад, имеют смутное представление об учреждении, об организации его работы, о своих детях, этапах их развития, особенностях формирования психических процессов. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых заключается не только в недостатке знаний и умений, связанных с организацией продуктивного, эмоционально благополучного взаимодействия с собственными детьми, но и нередко в отсутствии соответствующих желаний.

Актуальность программы

Первые трудности возникают уже в период, когда ребенок только переступает порог детского сада. Воспитатели отмечают, что растет число детей, не подготовленных к поступлению в ДОУ (по данным К.Л.Печоры, только 18,2% детей готовы к поступлению в дошкольные учреждения). У большого числа детей не сформированы элементарные культурно-гигиенические, коммуникативные, игровые навыки (не владеют предметной деятельностью), отсутствует положительная установка на детский сад, отмечается психологическая зависимость от матери и близких, имеются различные проблемы со здоровьем. Переход из домашних условий в дошкольное образовательное учреждение чаще всего способствует усугублению этих проблем, а порой и порождает новые.        

Из года в год, сталкиваясь с одними и теми же трудностями адаптационного периода, практические психологи указывает что есть острая необходимость в совместной предварительной работе с родителями и детьми задолго до поступления в детский сад.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Одной из таких форм сотрудничества в нашем детском саду является создание  Родительского клуба успешной адаптации -  «В детский сад с радостью».

Цели программы:

  1. Оказание действенной помощи и поддержки родителям в период подготовки детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
  2. Облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

Задачи программы:  

  • сформировать у родителей представление об особенностях и закономерностях развития детей раннего возраста;
  • оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания ребёнка в семье;
  • снизить общую тревожность родителей в отношении поступления ребёнка в детский сад;
  • наладить взаимодействие сотрудников детского сада и родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимодоверия, взаимопомощи;
  • оказать помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду;
  •   развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.        

Предполагаемый результат:

  • Обеспечение легкой степени адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Уравновешенное, бодрое, веселое настроение воспитанников в течение дня.
  • Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.
  •  Формирование психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
  • Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
  • Укрепление связи детей, родителей и педагогов.
  • Обеспечение преемственности в сотрудничестве с родителями.

Чем раньше состоится первая встреча специалистов дошкольного учреждения с родителями, тем лучше можно подготовить ребенка к детскому саду и облегчить период адаптации.

Цель предстоящего знакомства с родителями - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ и в дальнейшем сотрудничестве.

Программа состоит из трёх блоков.

I блок. Организация и проведение встреч с родителями  в Родительском клубе

 «В детский сад с радостью»

Работу с семьей целесообразно начинать с мая, за несколько месяцев до поступления ребенка в ДОУ. Первое знакомство проводится в форме общего родительского собрания по приглашению педагога-психолога, на котором родители узнают о необходимости совместной предварительной  работы задолго до поступления  ребенка в детский сад, знакомятся с   темами предстоящих встреч, и проводится анкетирование «Мы рады Вам!» (см. Приложение 1).

Родительский клуб «В детский сад с радостью»», функционирующий с сентября по май, представляет собой цикл из десяти встреч и проводится в соответствии с тематическим планом.

Встречи планируются 1 раз в месяц, заранее согласованные со всеми участниками Родительского Клуба, проводятся в группе или в музыкальном зале педагогом-психологом и   воспитателями групп.

 Продолжительность одной встречи – 1 час.

Структура встреч:

  • Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи, стараясь заинтересовать родителей.
  • Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы клуба.
  • Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое обсуждение.
  • Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими  впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
  • Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог дает ответы.
  • Обратная связь. Родители говорят о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.

Основные принципы сотрудничества:

Принцип активности и сознательности – участие коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей.

Принцип открытости и доверияпредоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.

Принцип сотрудничества– общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Принцип согласованного взаимодействия– возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Важным способом реализации сотрудничества является организация совместной деятельности, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В работе необходимо использовать методы активизации родителей, направленные на пробуждение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, имеющие активизирующий характер, это вопросы к родителям по рассматриваемой теме, постановка проблемных вопросов, обсуждение различных точек зрения.

Для повышения заинтересованности родителей, эффективности встреч может быть разработана система памяток для родителей, что способствует лучшему осмыслению и усвоению полученной информации.

Взаимодействуя с семьей в период подготовки к поступлению ребенка в дошкольное образовательное учреждение, можно решить ряд задач:

  •  сформировать у родителей представление:

- о дошкольном образовательном учреждении, об основных направлениях работы, педагогах и администрации ДОУ;

- о возрастных и индивидуальных особенностях детей раннего возраста;

- о возможностях семьи при подготовке ребенка к детскому саду, особенностях взаимодействия с ребенком в период адаптации;

  •  оказать адресную помощь отдельным семьям в воспитании дошкольников;
  •  сплотить родительский и педагогический коллективы, сформировать интерес к активному взаимодействию.

Тематическое планирование встреч с родителями в Родительском клубе «В детский сад с радостью»

п/п

Тема встречи

Время

проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

Встреча 1. «Адаптируемся вместе».

Анкета «Мы рады Вам!» (приложение 1)

Оформление памятки-буклета: «Улыбнитесь! Вы пришли в детский сад!»

  июнь-август

мини- лекция

сообщение

дискуссия

Директор ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы раннего возраста, медсестра

2.

1.Оформление информационного стенда для родителей: «Как помочь ребёнку освоиться в детском саду?»

2.Оформление памятки-буклета: «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

сентябрь

Буклеты, памятки

педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

3.

 Встреча 2. «Ясли – это серьезно!»

(- проблемы адаптационного периода в детском саду;

- режим дня в жизни ребёнка;

-подготовка детей к детскому саду;

-уровни адаптации;

- особенности организации питания в детском саду и семье).

Анкета «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ» (приложение 3)

октябрь

Семинар-практикум

педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста

4.

 «Игры и игрушки. Как играть с ребёнком дома?» (формат офлайн)

ноябрь

консультация

педагог-психолог  

5.

 Встреча 3. Тема: «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики руки).

«Становление речи детей раннего возраста»

декабрь

 Мастер-класс

 учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста

6.

Встреча 4. «Будь здоров, карапуз!»

Как сохранить и укрепить психическое и физическое  здоровье детей

февраль

Круглый стол

инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста

7.

«Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника?» 

март

консультация

педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста

8.

Встреча 5. Итоговая встреча « Готов ли ребёнок к детскому саду?»

Анкета для родителей «Эффективность работы родительского клуба»

апрель

Дискуссия, обратная связь

учитель-логопед,  педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

Тематическое планирование встреч с родителями

в клубе «В детский сад с радостью»

Краткое содержание встреч в клубе «В детский сад с радостью»

п/п

Тема

встречи

Содержание

Форма

проведения

1.

«Адаптируемся вместе»

Приветствие

«Клубок по кругу»

«Мой ребенок в детском саду»

Анкета «Мы рады Вам!»

«Прогноз адаптации»

«Что такое адаптация?»

«Кто за что отвечает?»

«Поделитесь впечатлениями…»

Коммуникативный тренинг, краткий рассказ о себе;

Рисунок о представлениях ребенка в детском саду, о тревогах и ожиданиях; обсуждение рисунков;

Анкета для родителей (первичное анкетирование);

Мини-лекция;

Упражнение «Воспитываем вместе», заполнение таблицы;

Рефлексия участников.

2.

«Ясли – это серьезно!»

1.Приветствие

2.«Адаптация» (проблемы адаптационного периода в детском саду; подготовка детей  к детскому саду;

уровни адаптации)

«В детский сад без слез» (игры по дороге в д/с);

«Кто во сколько встает, кашу ест, гулять идет?»;

особенности организации питания в детском саду и дома

3.«Поделитесь впечатлениями…»

Мини-лекция;

Сообщение по теме, тренинговое упражнение «Мы идем в детский сад»;

Игра с родителями;

Сообщение по теме, игра «Вопрос-ответ», обмен рецептами здорового питания;

Работа с памяткой;

Рефлексия участников.

3.

«Игры и игрушки. Как играть с ребёнком дома?»

(формат офлайн)

Приветствие

«Игрушки моего детства»

«Какие игрушки мы покупаем детям?»

«Требования к игрушкам»

«Игры наших детей»

«Творческая мастерская»

«Поделитесь впечатлениями…»

Беседа-воспоминание;

Открытый микрофон: беседа на тему;

Сообщение по теме;

Работа с памятками;

Мастер-класс по изготовлению шкатулки;

Рефлексия участников.

4.

«Ум на кончиках пальцев».

«Становление речи детей

раннего возраста»

 

Приветствие

«Ум на кончиках пальцев»

«Поиграем  нашими пальчиками»

«Развитие мелкой моторики детей»

«Развитие речи детей второго года жизни»

«Речевые игры»

«Поделитесь впечатлениями…»

Мини-лекция

Практические игры с использованием рассыпчатых материалов, перьев, киндер-сюрпризов совместно с малышами;

Практические упражнения и советы логопеда;

Работа с памятками;

Рефлексия участников.

5.

«Будь здоров, карапуз!»

Как сохранить и укрепить

Психическое и физическоездоровье детей

Приветствие

«Что такое здоровье?»

«Здоровый образ жизни и его составляющая»

«Банк идей»

«Как правильно сделать массаж малышу?»

«Поделитесь впечатлениями…»

Проблемная дискуссия;

Сообщение по теме;

Игра в группах;

Показ приемов массажа;

Рефлексия участников.

6.

Итоговая встреча.

«Готов ли ребенок к поступлению

в детский сад?»

 

 «Эффективность работы  Родительского  клуба?»

(анкета для родителей»

Анкетирование родителей;

Подведение итогов совместных встреч, чаепитие;

Рефлексия участников.

II блок .  Адаптационные занятия с детьми.

        Средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки, игры-«ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура занятия:

  • Разминка. Упражнения на развитие двигательной активности, крупной и мелкой моторики. Включает элементы массажа (5 мин).
  • Основная часть. На каждое занятие в гости к малышам «приходит» какой-то персонаж (игрушечный зверек, кукла, матрешка и т.д.). «Герой» занятия «приносит» тему занятия, которая будет поддерживаться во всех упражнениях и играх. (5 - 7 мин.)
  • Творческая часть (лепка, работа с красками, аппликации из бумаги и насыпные из круп, работа с пластилином и т.д.) (5 мин.).
  • Заключительная игра по теме занятия (1 - 2 мин).
  • Отдых, расслабляющий массаж на ковриках (1 - 2 мин).
  • Свободная деятельность (5 мин).
  • Ритуал завершения занятия. В конце занятия игрушечный гость прощается с малышами, помогая почувствовать и понять, что занятие закончилось,напоминая о правилах прощания.

Чему способствуют такие занятия?

Развитие двигательной активности.

        Упражнения на развитие общей моторики, координации движений - это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, разные виды ходьбы, прыжки, наклоны, лазанья, ползание, бросание). Например «Маленькие ножки бежали по дорожке...», «Пройди по мостику», игры с мячом, танцевальные игры и др.

        Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, активизируют речевое развитие, например «Мы построим дом», «Мальчик-с-пальчик, где ты был», «Идет Егорка по горке» и др.

        Игры на руках и коленях, игровой массаж - основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям. Например: «Обнимашки», «По кочкам», «Часики», «Выросли, спрятались» и др.

        Сказки. Сказка появляется в жизни малыша практически с самого рождения. Дети любят сказки и слушают их с удовольствием. Просмотр сказки, длящейся не более 5-7 минут постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность, усидчивость, чуткость. Сказка подбирается с учетом возрастных особенностей и темы занятия для малышей. Например, «Маленький ежик», «Курочка Ряба» и др.

        Совместные подвижные игры. Например, «Кошки - мышки», «Догоню, догоню» и др.

Развитие социальных и коммуникативных навыков.

        На занятиях у малыша появляется возможность общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, что способствует снижению тревожности во взаимодействии с другими людьми, укрепляет инициативность общения, учит уважительному отношению к другим людям.

Развитие основных психических процессов.

        Упражнения и игры на развитие восприятия (звукового, слухового, тактильного), мышления, памяти, внимания.  Например: «Оркестр», «Тихо мы в ладошки ударим...», «Прятки», «Большой, маленький», «Строим башню», «Катя заболела» и др. Знакомство и игры на музыкальных инструментах, прослушивание песенок и разучивание танцевальных движений ( см. Приложение 3).

Познание окружающего мира.

        Каждое занятие для малышей содержит сведения об окружающем мире.

Совместные занятия изобразительной деятельностью.  

        Занятия изобразительной деятельностью включают в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью и гуашью, лепку из соленого теста, пластилина, аппликацию из цветной бумаги, работу с крупами и другими материалами.  

        Задача занятий изобразительной деятельностью - познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия.

Тематическое планирование практических занятий с детьми

п/п

Тема встречи

Содержание

Форма

проведения

 Время проведения

К-во занятий

1.

«Давайте познакомимся»

1.Приветствие

2.Театральный этюд «Кукла Марина встречает гостей»

3.Театральный этюд «Зайку бросила хозяйка»

4.Подвижная игра «Зайчик серенький сидит»

5. Подвижная игра «Перейди через ручей»

6. Подвижная игра «Лиса идёт»

7. Прощание

игры

1-я неделя сентября

2

2.

Мы умеем делать сами

1.Приветствие

2.Пальчиковая игра «У меня пропали руки»

3.Дидактическая игра «Круглый или нет»

4.Кукольный театр «Колобок»

5. Подвижная игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»

6. Лепка «Колобок»

7.Прощание

игры

2-я неделя сентября

2

3.

Я люблю свою лошадку

1.Приветствие

2.Театрализация «Хрюша и Степашка»

3.Дидактическая игра «Внимательно послушай»

4. Загадки

5. Пальчиковая игра «Как играют музыканты»

6.Подвижная игра «Карусель»

7.Подвижная игра «Верёвочка»

8. Прощание

игры

3-я неделя сентября

2

4.

«Мой весёлый звонкий мяч»

1.Приветствие

2.Отгадывание загадки

3.Подвижная игра «Маленькие мячики»

4.Подвижная игра «Друг весёлый»

5.Рисование «Раскрась мяч»

6.Прощание

игры

4-я неделя сентября

2

5.

«Посадил дед репку»

1.Приветствие

2.Наглядно-дидактическая игра «Рассказы по картинкам («Репка»)

3.Кукольный театр «Репка»

4.Подвижная игра «Встанем вместе в хоровод»

5.Выполнение аппликации «Репка».

6.Прощание

игры

1-я неделя октября

2

6.

«Воздушные шарики»

1.Приветствие

2.«Ладошечка»

3.«Поймай воздушный шарик»

4.«Дорисуй шарикам ниточки»

5.«Подари мальчику шарики»

6.«Потанцуем с шариком»

7.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Подвижная игра с использованием художественного слова;

Рисование на заготовке;

Аппликация на заготовке;

Пляска.

2-я неделя октября

2

7.

«Разноцветные шарики и кубики»

1.Приветствие

2.«Ладошечка»

3.«Положи в ведерко шарик нужного цвета»

4.«Попляшем с кубиками»

5.«Пройди с кубиком по массажной дорожке»

6.«Раскрасим кубики»

7.«Построим башню из кубиков»

8.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Подвижная игра с использованием художественного слова;

Пляска с кубиками;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке;

Конструирование по образцу.

3-я неделя октября

2

8.

«Мячики»

1.Приветствие

2.«Ладошечка»

3.«Мячики»

4.«Положи мячик в ведерко такого же цвета»

5.«Покатаем мячик друг другу»

6.«Прятки»

7.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Игра по показу взрослого с использованием художественного слова;

Дидактическая игра;

Подвижная игра;

4-я неделя октября

2

9.

«Петушок – золотой гребешок!»

1.Приветствие

2.«Петя-петушок»

3.«Собери картинку»

4.«Зернышки для Петушка»

5.«Попляшем с Петушком»

6.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра по показу взрослого с использованием художественного слова;

Дидактическая игра;

Рисование на заготовке;

Пляска.

1-я неделя ноября

2

10.

«Мыльные пузыри»

1.Приветствие

2.«Наши пальчики»

3.«Ладушки-ладошки»

4.«Поймай мыльные пузырьки»

5.«Веселые пузырьки»

6.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пальчиковая гимнастика;

Игра-песенка с показом  движений взрослого;

Подвижная игра;

Рисование пальчиковыми красками.

2-я неделя ноября

2

11.

«Божья коровка»

1.Приветствие

2.«Наши пальчики»

3.«Божья коровка»

4.«Поймай божью коровку»

5.«Сдуем божью коровку с ладошки»

6.«Нарисуем божью коровку»

7.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пальчиковая гимнастика;

Игра-потешка с показом движений;

Подвижная игра;

Дыхательная гимнастика;

Рисование на заготовке;

3-я неделя ноября

2

12.

«Спрячем Зайку от Лисички»

1.Приветствие

2.«Поищем Зайчика»

3.«Зайка серенький»

4.«Накормим Зайчика»

5.«Спрячемся от Лисички»

6.«Спрячем Зайку от Лисички»

7.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра на внимание;

Игра по показу взрослого с использованием потешки;

Задание по поручению;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке.

4-я неделя ноября

2

13.

«Игрушки»

1.Приветствие

2.«Попляшем с погремушками»

3.«Собери картинку – игрушку»

4.«Найди игрушки»

5.«Собери игрушки в корзинку»

6.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пляска;

Дидактическая игра;

Игра на внимание;

Подвижная игра

1-я неделя декабря

2

14.

«Колобок»

1.Приветствие

2.«Сказка Колобок»

3.«Слепим Колобочка»

4.«В прятки с Колобком»

5.«Помоги Колобку докатиться по дорожке до дома»

6.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Настольный театр с использованием движений по показу взрослого – имитация движений животных;

Лепка из соленого теста;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке.

2-я неделя декабря

2

15.

«Мы веселые ребята!»

1.Приветствие

2.«Ребята – непослушные мышата»

3.«Догоняем друг друга»

4.«Сдуем бабочку с цветочка»

5.«Цветочки на полянке»

6.Прощание

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра по показу взрослого с использованием потешки;

Подвижная игра;

Дыхательная гимнастика;

Аппликация.

3-я неделя декабря

2

30 занятий

3 блок – работа с воспитателями и специалистами ДОУ

План мероприятий

Форма проведения

Тема/ содержание работы

Время проведения

1.

Семинар-практикум Тестирование педагогов (см. приложение 2)

 

«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»

Тест «Психологические особенности детей раннего возраста»

Сентябрь

2.

Практическое занятие

«Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»

Октябрь

3.

Групповая консультация

Результаты диагностики  по адаптации детей раннего возраста

Октябрь

4.

Индивидуальные консультации

Работа с воспитателями и специалистами ДОУ (по запросу)

В течение года

Заключение

Работа, проведенная с родителями показала, что в результате организованного взаимодействия детского учреждения с родителями, посредством четко спланированной работы педагогов, позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. Теперь родители – не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. После проведения мероприятий с родителями большинство из них с большим интересом принимают участие в жизни детского сада.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями, что в свою очередь помогает решать проблему адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом,  организация взаимодействия ДОУ и семей будущих воспитанников в форме «Родительского клуба» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе  и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, способствует успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.

Использованная литература:

  1. Елютина О. Веду ребёнка в садик (секреты адаптации для заботливых родителей), г.Ростов-на-Дону «Феникс», 2019г.
  2. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ- изд «Сфера», г. Москва 2011г.
  3. Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста- Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2019г.
  4. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста- Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2018г.
  5. Лыкова И.А. , Файзуллаева И.А. Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста - Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2018г.
  6. Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации) – издательство ТЦ «Сфера», 2017г.
  7. Развивающие игры с малышами до 3-х лет (популярноепособие для родителей и педагогов), изд «Академия развития», г. Ярославль, 2001г.
  8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации у дошкольному учреждению – Москва, 2015г.
  9. Справочник педагога-психолога-2012г №9, 2013г №3,№7, 2014г №4.
  10. Семейный и Родительский клубы в детском саду (методическое пособие под ред. Микляевой Н.В.), изд. «Сфера», г.Москва 2012г.
  11. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста- Детство –Пресс, г. Санкт-Петербург, 2014г.

Приложение 1

Анкета для родителей «Мы рады Вам!»

  1. Нас зовут (родители)___________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как тебя зовут, малыш?_____________________________________________
  3. Как зовёте ребёнка дома, как зовёте ласково?___________________________
  4. Что ребёнок любит кушать?_________________________________________
  5. Что ест без удовольствия?__________________________________________
  6. С какими игрушками любит играть?__________________________________
  7. В какие игры вы играете вместе  с ребёнком?________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенная?_______________________________________________________
  2. Как ребёнок относится к наказаниям взрослых, как самое «страшное» наказание для него?_____________________________________________________________
  3. Знает ли цвета?____________________________________________________
  4. Есть ли любимая книга, сказка?______________________________________
  5. Знает ли стихи? Как вы их учите?_____________________________________
  6. Есть ли дома животные, как относится к ним?___________________________
  7. Состав семьи, в которой проживает ребёнок____________________________
  8. Чем любит заниматься ваш ребёнок дома?_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Выполняется ли дома режим?________________________________________
  2. К кому из членов семьи ребёнок больше «привязан»?____________________
  3. Что вас беспокоит в вашем ребёнке?__________________________________

__________________________________________________________________

  1. Часто ли болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс?__________________________________________________________
  2. Особенности поведения (нужное отметить):
  • почти всегда бывает послушным;
  • чаще бывает непослушным;
  • в равной мере бывает послушным и непослушным;
  • агрессивен;
  • часто обижает детей.

Приложение 2

Тест для педагогов

Уважаемые педагоги!

Предлагаю Вам ответить на приведённые ниже вопросы, выбрав один из вариантов ответа, с целью  определения оценки успешности овладения конкретными знаниями психологического развития детей в период  раннего возраста.

1. Ранний возраст – это период:

    а) от рождения до 1 года

    б) от 1 года до 3 лет

    в) от 2 до 3 лет

    г) от рождения до 2 лет

2. Кого из ученых считают основоположником науки о раннем возрасте?

    а) Т.В. Лаврентьева

    б) Д.Б. Эльконин

    в) Н.В. Алешина

    г) Н.М. Аксарина

3. Укажите, ведущий вид деятельности в раннем возрасте:

    а) предметная

    б) общение

    в) игра

    г) учение

4. Вид мышления, являющийся преобладающим в раннем возрасте:

    а) вербальное

    б) наглядно-образное

    в) наглядно-действенное

    г) словесно-логическое

5. Ведущая характеристика внимания и  памяти ребенка раннего возраста:

    а) опосредованность

    б) осмысленность

    в) произвольность

    г) непроизвольность

6. При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:

    а) в течение 30-35 дней

    б) в течение месяца

    в) за 10-15 дней

    г) от 2 до 6 месяцев

7. Мотивы ребенка, связанные с интересом к миру взрослых,  реализуются в деятельности:

    а) учебной

    б) игровой

    в) трудовой

    г) продуктивной

8. Укажите, на что необходимо обращать первостепенное внимание  в семье и детском саду в период адаптации ребенка?

    а) полноценный сон

    б) здоровая гигиеническая среда

    в) соблюдение режима дня

    г) рациональное и калорийное питание

9. Укажите метод, который не используется для непосредственного изучения психики ребенка:

     а) анкетирование

     б) наблюдение

     в) беседа

     г) тестирование

10. В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»:

      а) на 1-м году жизни

      б) на 2-м году

      в) на 3-м году

      г) на 4-м году

Ответы к тесту:

  1. б (от1 года до 3 лет)
  2. г (Н.М. Аксарина)
  3. в (игра)
  4. в (наглядно-действенное)
  5. г (непроизвольность)
  6. б (в течение месяца)
  7. б (игровой)
  8. в (соблюдение режима дня)
  9. а (анкетирование)
  10. в (на 3-м году)

Приложение 3

Анкета для родителей

«Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Есть ли старшие братья или сёстры, которые посещают наш детский сад?___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

а) бодрое, уравновешенное ( 3б)

б) раздражительное, неустойчивое (2б)

в) подавленное (1б)

2. Как ребенок засыпает?

а) быстро, спокойно (до 10 мин.)- 3б

б) долго не засыпает – 2б

в) не спокойно – 1 б

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребёнка (укачивание, колыбельные):

а) да -1б

б) нет -3б

4. Какова продолжительность дневного  сна ребенка?

а) 2 часа -3б

б) 1час- 1б

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

а) хороший-4б

б) избирательный-3б

в) неустойчивый-2б

г) плохой-1б

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно-3б

б) отрицательно-1б

        

7.  Просится ли Ваш ребёнок на горшок?

а) да-3б

б) нет, но бывает сухой – 2б

в) нет, и ходит мокрый – 1б

8.Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки (сосёт пустышку или палец, раскачивается, другое):

а) да – 1 б

б) нет – 3б

9. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

а) да- 3б

б) иногда-2б

в) нет -1б

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

а) да-3б

б) иногда- 2б

в) нет -1б

11. Как Ваш ребенок играет?

а) умеет играть самостоятельно-3б

б) не всегда-2б

в) не играет сам-1б

12. Какие взаимоотношения со взрослыми:

а) легко идет на контакт-3б

б) избирательно-2б

в) трудно-1б

13. Какие взаимоотношения с детьми:

 а) легко идет на контакт-3б

б) избирательно-2б

в) трудно-1б

14. Как относится к занятиям - внимателен, усидчив, активен?

а) да-3б

б) не всегда-2б

в) нет-1б

15.Есть ли у ребёнка уверенность в себе?

а) есть- 3б

б) не всегда -2б

в) нет-1б

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

а) перенёс разлуку легко – 3б

б) тяжело-1б

17. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

а) есть -1б

б) нет -3б    

Подсчитайте количество баллов____________

Результаты:

40-55 баллов – готов к поступлению в ДОУ

24-39 баллов – условно готов

16-23 баллов – не готов

Приложение 4

Анкета для родителей

«Эффективность работы родительского клуба»

Уважаемые родители! Мы подводим итог наших встреч в Родительском клубе

       «В детский сад с радостью».

Просим Вас оценить пользу от проводимых заседаний в клубе.

1. Сколько раз вы присутствовали на заседании клуба?_____________________

2. Какая тема была для Вас наиболее интересной?__________________________

_____________________________________________________________________

  1. Каким образом Вы применяли знания, полученные на заседаниях?_______

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие темы остались незатронутыми, но значимыми для Вас?_____________

__________________________________________________________________

  1. Какие достижения произошли у Вашего ребенка за последнее время?_______

__________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, Ваш ребенок готов к поступлению в детский сад?_________

7. Ваши пожелания ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 5

План работы с детьми в период адаптации

Дни недели

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ГРУППЕ

Игры с речевым сопровождением

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Игры-драматизации

Упражнения на моторику

Игры на прогулке

1-я, 2-я неделя сентября             «Мы знакомимся»

П

«Давайте познакомимся»

«Карусели»

«Пальчики здороваются»

Настольный театр «Теремок»

«Солнечный зайчик»

В

Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико»

«Пузырь»

«Сорока, сорока, кашку варила»

«Мы едем, друзья, в далёкие края»

«Лови-лови»

С

«Расскажи стихи руками»

«Солнышко и дождик»

«1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять»

«Лягушата»

«Игры с воздушными шарами»

Ч

Потешка «Кто из вас хороший?»

«Зайчики»

«Где же наши ручки?»

Настольный театр «Курочка Ряба»

«Мы топаем ногами»

П

«Найди игрушку»

«Соберём мячи в корзину»

«Этот пальчик дедушка»

Настольный театр «Колобок»

«Догонялки»

3-я,4-я неделя сентября       «Мы привыкаем»

П

«Привет»

«Проведи зайку через мостик»

«Пальчик-мальчик»

Настольный театр «Репка»

«Мыльные пузыри»

В

«Расскажи стихи руками»

«Догони мяч»

«Коза рогатая»

«Котята»

Игры с воздушными шарами

С

Музыкальная игра «Медвежонок»

«Где звонит?»

«Кошка»

«Кто как разговаривает?»

Догонялки

Ч

«Что в коробке?»

«Поезд»

«Моя семья»

Настольный театр «Колобок»

«Гуси»

П

«Расскажи стихи руками»

«Солнышко и дождик»

«Птенчики в гнезде»

Игра-инсценировка «Кисонька-Мурысонька»

«У медведя во бору»

1-я, 2-я неделя октября  «Мы осваиваемся»

П

«Найди игрушку»

«Зайчики»

«Где же наши ручки?»

«Лягушата»

«Мыльные пузыри»

В

Потешка «Кто из нас хороший?»

«Соберём мячи в корзину»

«Моя семья»

Настольный театр «Курочка Ряба»

«Солнечный зайчик»

С

«Привет»

«Пузырь»

«Пальчики здороваются»

«Кто как разговаривает?»

«Мы топаем ногами»

Ч

Музыкальная игра «Медвежонок»

«Догони мяч»

«Кошка»

Настольный театр «Теремок»

Игры в песочнице

П

«Найди игрушку»

«Карусели»

«Коза рогатая»

Настольный театр «Колобок»

«Лови-лови»

3-я, 4-я неделя октября  «Детский сад – наш дом родной»

П

«Привет»

«Зайчики»

«Кошка»

«Кто как разговаривает?»

Игры с воздушными шарами

В

«Что в коробке?»

«Мотыльки»

«Зайка и ушки»

Настольный театр «Репка»

«Совушка-Сова»

С

Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико»

«Воробышки и кот»

«Шарик»

Игра-инсценировка «Кисонька-Мурысонька»

«Мыльные пузыри»

Ч

«Привет»

«Пузырь»

«Птенчики в гнезде»

«Мы едем, едем, друзья, в далёкие края»

Игры в песочнице

П

Потешка «Кто из нас хороший?»

«Мышки и кот»

«1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять»

Настольный театр «Курочка Ряба»

«У медведя во бору»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «В детский сад — с радостью. Адаптация ребенка к детскому саду»

Программное содержание:• познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;• помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о п...

Презентация родительского собрания на тему "В детский сад - с радостью!"

Презентация родительского собрания на тему "В детский сад - с радостью!"...

Протокол№1 родительского собрания группы № 1. «В детский сад с радостью!» Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.

Повестка родительского собрания: Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.Пожарная безопасность детей.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизм...

Детско-родительский проект «Гость на порог – радость в дом»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к рус­ской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изуче­ния были вопросы, связанные с...

Родительское собрание "В детский сад - с радостью"

 Цель: содействовать искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке детей в этот период....