ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день.
Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 982.71 КБ | |
| 132.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Ребята , не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками , часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе .
развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Цель проекта: ЗАДАЧИ: Помочь детям в установлении контактов друг с другом; Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи; Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.
Механизм реализации: Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями. Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки. Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель. Наглядные Наглядные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: экскурсии, рассматривание. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам. Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Дидактические игры Игры-драматизации Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры
Календарно-тематический план на месяц Месяц неделя Занятие № Тема Задачи работы с детьми Прогнозируемые результаты 1неделя 2 Владение речью - средство общения и культуры. Учить владеть речью, как средством общения и культуры. Уметь владеть речью. 2неделя 2 Невербальные формы общения. Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру при общении. Уметь общаться. 3неделя 2 Рука, как средство коммуникации. Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами. Уметь пользоваться рукой, как средством коммуникации. 4неделя 2 Побуждать детей к речевому высказыванию. Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками. Уметь высказывать по результатам действий.
Модель взаимодействия с другими педагогами. Учитель-логопед Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Педагог-психолог
Особенности речевого развития 5 -7 лет. Звукопроизношение. Ребенок 5-7 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-7 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Но употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Грамматический строй речи. У детей 6-7 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков »). Связная речь . Ребенок 6-7 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). Хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
Методики коммуникативного развития Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс ) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников ( А.М.Щетинина , М.А. Никифорова) Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) «Два домика» (И. Вандвик , П. Экблад ) «Капитан корабля» (П. Экблад ) Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер ) Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Методика «Маска» ( А.М.Щетинина ) Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу ( А.М.Щетинина ) Методика «Выбор в действии» ( Я.Л.Коломенский )
Картотека коммуникативных игр « Игры Ситуации» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» «Коврик примирения» «Пресс-конференция» «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» «Здравствуйте» «Что изменилось?» «Комплименты» «Поймай взгляд» «Вежливые слова» «Как ты себя чувствуешь» «Ветер дует на…»
Фронтальное занятие логопеда по грамоте «Звуки [Д], [Д']». Дата : 23.02.23г . Продолжительность: 25 минут. Цель: дифференциация звуков [Д], [Д'] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: Научить чётко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении. Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; развивать память; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность в оформление практических заданий. Оборудование: зеркало на каждого ребёнка, рабочие тетради, цветные карандаши, предметные картинки, мяч.
Методики по речевому развитию. Названия Задачи Результаты Выводы и рекомендации «Повтори не ошибись» Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие В процессе обучения ребёнок повторяет слоговые ряды на заданный звук с заменой, слогов со стечением Направлено для развития фонематического слуха и закрепления произношения отдельных звуков «Найди отличия» Учить строить сложные предложения с союзом «а». Ребёнок использует в речи предложения различной конструкции. Употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления. «Найди место предмета» Развитие грамматического строя речи Ребёнок учится правильно согласовывать слова в предложении Употребление в речи предложных конструкций творительного падежа.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка 1. Подготовительный этап (диагностический) 2. Формирование правильного звукопроизношения 3. Формирование фонематического восприятия 4. Формирование фонематического звука 5. Работа над слоговой структурой слова 6. Развитие грамматического строя речи 7. Развитие лексической стороны речи 8. Формирование связной речи 9. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности
Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребёнка В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на ребёнка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка. Общаться с ребёнком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением. При общении с ребёнком учитывать то, что некоторые слова ребёнок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребёнка в разговор, советуйтесь с ним. Занимайтесь с ребёнком в игровой форме, проявляйте терпение. Учите ребёнка наблюдать, рассуждать и чётко излагать свои мысли. Воспитывайте в детях самостоятельность и усидчивость.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ,
НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ!!!
- Расширяйте сферу информированности ребенка об окружающем мире, чаще разговаривайте с ним, читайте ему книги, посещайте культурные мероприятия. Ограничьте просмотр мультфильмов и компьютерных игр в пользу хороших книг, музыки, стихов, живописи. Ребенок будет учиться улавливать нюансы, полутона, постигать чувство меры. С помощью искусства взрослые могут помочь активизировать и раскрыть то, что, возможно, есть в ребенке, его скрытые таланты и способности.
- Развивайте словарный запас ребенка; в общении раскрывайте смысл слова, объясняйте функцию предмета, учите ребенка выражать свои мысли. Можно предложить поиграть в игру-загадку «Что за предмет?». Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. В этом случае также активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями нужно еще и для того, чтобы игра не наскучила ребенку.
- Постепенно знакомьте ребенка с числами. Для этих целей хороши кубики с цифрами, математическое лото, домино.
- Также необходимо развивать ассоциативную, образную и тактильную память, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, запоминая тактильные ощущения от разных предметов, прослушивая разные звуки и мелодии.
- Важнейший психический процесс и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов – внимание. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Для развития внимания полезно учить ребенка подмечать перемены, происходящие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Можно предложить ребенку игру «Прятки с игрушками». Перед ребенком выкладываются игрушки или картинки, затем он закрывает глаза, а в это время взрослый прячет какую-либо игрушку, добавляет новую или меняет игрушки местами. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, что изменилось.
- Развивайте логическое мышление ребенка. Для этого можно использовать разнообразные конструкторы и головоломки. Способность классифицировать и обобщать хорошо развивает игра «Четвертый - лишний». Что лишнее в ряду предметов, будет зависеть от признака, на основе которого вы будете обобщать. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный.
- Развитие мелкой ручной моторики, тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр мозга, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому предлагайте ребенку занятия по лепке из пластилина, пособия со шнуровкой.
Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.
На развитие и формирование личности ребенка влияет, прежде всего, его семья. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства. Поэтому очень важно, чтобы родители дошкольников понимали: их действия и поведение значат намного больше, чем усилия педагогов. Чем младше ребенок, тем ответственнее должна быть роль взрослого во взаимодействии с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи посредством определенных коммуникатив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Как эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не ...


