Родительское собрание "Пальчики играют - говорить помогают"
материал (младшая группа)

Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания "Пальчики играют -  говорить помогают". Младшая группа «Солнышко».

Цель: Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей.
Задачи:
Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Приобщать родителей к сотрудничеству и единым требованиям детского сада и семьи в вопросах здоровья, воспитания и обучения детей.

Предварительная работа:
Подготовка средств для развития мелкой моторики для проведения мастер-класса. Оформление выставки по теме (папка-передвижка, книги, пособия, оборудование, игры).
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка собрания:
1. Вступление.
2. Вопросы родителям.
3. Теоретические аспекты..
4. Мастер-класс.
5. Разное.

6. Подведение итогов
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для нашей встречи. Сегодня мы будем говорить о мелкой моторике рук. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п., таким детям очень тяжело будет в школе даваться письмо. Вспомните свое детство: мы расстегивали и застегивали пуговицы разных размеров, завязывали шнурки, а теперь – футболки, водолазки, липучки…                                                  

 Итак, что же такое мелкая моторика рук? Как вы это понимаете? Почему она так важна? Недаром великие мыслители говорили:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Всё верно. А, теперь поднимите руки, у кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук?
Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Мелкая моторика - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом. 

РеклМелкая моторика развивается естественным путём, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится дотягиваться до предмета, хватать его, удерживать, стучать, бросать, кусать. После появляются новые навыки перекладывания предмета из руки в руку, потом учится правильно держать ложку, кружку, кисточку, карандаш и т. д.. Движения постепенно усложняются и к трём годам они становятся похожи на движения взрослого человека. Дети могут снимать и надевать просторные вещи, пытаются рисовать, лепить, клеить, строить, активно играют с игрушками. На фоне такого активного двигательного развития, развитие речи происходит не так быстро. Рука, как бы созревает раньше и тянет за собой развитие речи, так как в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Наблюдается прямая зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если двигательные навыки в пределах нормы, то и речь соответствует возрасту, и интеллектуальное развитие в порядке. Значит ли  это, что у ребёнка с хорошим развитием моторики, достаточно развита речь? Конечно, не всегда. Так как развитие речи зависит от многих условий. Необходимо с ребёнком много и активно общаться в быту, вызывать его на разговор, стимулировать речь вопросами и просьбами, читать книги, рассказывать обо всё, что его окружает, показывать картинки, и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. За последние 5-10 лет уровень речевого развития у детей  снизился. Наблюдается три группы детей. В первой группе отсутствует речь совсем, во второй говорят всего несколько слов, в третьей говорят фразами, но невнятно, с ошибками. Причины могут быть разные: родители слишком заняты на работе, на занятия с детьми дома не остаётся ни времени, ни сил, современные игрушки, одежда слишком удобно устроены, дети слишком рано начинают увлекаться компьютерами, телефонами. Отношение родителей к проблеме тоже не однозначно. Одни тревожатся, что-то делают, другие говорят, что со временем сам заговорит. Конечно, заговорит когда-нибудь, но на тот момент норма будет уже совершенно другая, и будет наблюдаться отставание в речевом развитии от сверстников. Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-5 лет, следует предложить им выполнить несколько заданий:
1.Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3.Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4.Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами (указательным и средним).
5.Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки,
6.Срисовать домик с несложными элементами: окно, дверь, труба, ступеньки.
7.Соединить рисунок по точкам.
8.Заштриховывать фигуру не выходя за границы.
9.Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений, то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.

Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками (например, «Семья»).
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, прокатывание ореха между пальцами, удерживание ореха между растопыренными пальцами.
4.Массаж ладоней щёткой, перебирание бус, мячики су-джок.
Пальчиковые игры
Это, как правило, инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.


Ой лады.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши, поворачивая голову вправо,
Не боимся мы воды  (влево, поглаживать личико круговыми движениями
Чисто умываемся (вытянуть руки вперёд, улыбнуться).
Маме улыбаемся!

Ручки.
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину, оглядеться по сторонам
Где вы, рученьки мои? (показать руки, несколько раз ритмично сжать
Раз, два, три, четыре, пять, (и разжать руки).
Показались мне опять!

Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. ( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. (начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. (кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. (поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. (каждого пальца немного надавливая).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потолстел.


Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял,(пальцем в кулак, после последних слов с
Эй, скорее на подмогу (силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!


Зайка
Зайка серенький сидит и (пальцы правой руки, указательный и
Ушами шевелит (большой выпрямлены и слегка согнуты,
остальные прижаты к ладони).

Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
Выкладывание из палочек различных фигур.
Рисование изображения с помощью клея и крупы.
Рисование по пластилиновому фону горохом.
Вырезание. Работа с ножницами.
Раскрашивание.
Шнуровка.
Мозаика. Пазлы.
Складывание разрезных картинок.
Складывание картинок из геометрических фигур.
Пальчиковый театр.
Оригами.
Дидактические игры: «Помоги Золушке разложить семена», игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».


Пальчиковая гимнастика и игры решают множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

И так, подведём итог. Кроме того, что развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи, так ещё  и в психическом развитии детей. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например:

  • мизинец – сердце,
  • безымянный – печень,
  • средний – кишечник,
  • указательный – желудок,
  • большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека и, самое главное, играя  в подобные игры по 5 минут каждый день со своим ребёнком,  вы прекрасно его развлечёте и проведёте с ним время в любом месте.

О разном.

Приём детей осуществляется с 7.30 до 8.00, убедительно просим не опаздывать, каждое утро у нас проводится утренняя гимнастика, которая необходима каждому ребёнку, чтобы в течение дня ребёнок был бодрым.

Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно – образовательного процесса. Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей! Просим Вас своевременно сообщать о причинах непосещения ребёнком ДОУ. Если ребёнок заболел – сразу сообщить о болезни. Пропускать сад можно или по болезни, или по заявлению.

В детский сад приводим детей в чистой одежде. Проверьте петельки у верхней одежды, бегунки на молниях.

С 13 февраля вводится спортивная форма для удобства детей на физкультурных занятиях: желтая футболка, черные шорты и чешки.

Продолжаем оздоравливать детей. У нас кончаются витамины (остались от подготовительных детей), лук(мелко крошим в суп), чеснок(режем для запаха в группе). У кого есть возможность, принесите, пожалуйста, бумажные салфетки (мажем носы, вытирать пальчики – уходят быстро, дают по пачке на месяц).

= У кого есть вопросы? Что непонятно?

Итог:  На этом можно закончить наше родительское собрание, но еще раз хочу напомнить:

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук ребенка  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка!

Помните, что родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое  развитие и на развитие речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для вас я приготовила    практические рекомендации «Занятия и упражнения с предметами для развития мелкой моторики рук»,  «Массаж ладоней и пальцев рук» и  «Пальчиковые игры».


Ну, что же остаётся поблагодарить вас за внимание. Спасибо.

Рекомендации

«Занятия и упражнения с предметами для развития мелкой моторики

рук»

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание

картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего

ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила

кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.

 Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка

снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной

аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются

комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка.

Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют

формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала:

жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве

дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного

качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д.

Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите

внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги,

картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов)

разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании

развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное

воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и

развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и

развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды;

открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка

для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика

рук.

7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц,

бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины,

орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению

здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

9. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в

домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их

мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев,

воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально –

волевой сферы дошкольника.

10. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха,

гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников

это тоже весьма полезное занятие.

11. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё,

о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл

запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку

лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

12. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть

использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой

театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей

рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению

упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное

время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.

13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу

ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,

формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают,

что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Рекомендации

«Массаж ладоней и пальцев рук»

1.Массаж пальцев (с большого до мизинца): растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

2.Массаж грецкими орехами:

- катать два ореха между ладонями

- прокатывать один орех между пальцами

- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

3.Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными  шариками. Ребенку предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Можно закрепить маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.

4. Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.

5. Массаж бусами (перебирание бус)

6. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев.

 «Скольжение»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

Инструкция: Держи пальцами карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. Повторяй это движения другой рукой»

Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе.

Инструкция: Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Рифмовка: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

«Эстафета»

Передача карандаша поочередно каждому пальцу из одной руки в другую.

Инструкция: Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш как эстафетную палочку другим пальцам.

Рифмовка: Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду.

«Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами.

Инструкция: Возьми карандаш в правую руку и прокати его поочередно между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш левой рукой между пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Инструкция: Положи карандаш на правую ладонь. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу двумя карандашами.

Рифмовка: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Инструкция: Положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки.

Рифмовка: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.

«Пальчиковые игры»

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

 

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1)   Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»....

Родительское собрание "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Уровень речевого развития у детей снизился за последние годы.Я предлагаю как можно больше заниматься и играть с пальчиками...

Родительское собрание "Наши пальчики играют говорить нам помогают"

Родительское собрание "Наши пальчики играют-говорить нам помогают"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19305864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Выступление на родительском собрании "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры.  Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. ...

нетрадиционное родительское собрание "пальчики играют говорить нам помогают"

В младшей группе сталкнулась с проблемой недоразвития речи детей в следствии не желания говорить, а использовать жестикуляцию и мимику. в решении этого вопроса помогло активное участие родителей . они...

Родительское собрание в младшей группе «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»

Родительское собрание в младшей группе «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»...