Современные подходы к процессу обучения дошкольников грамоте
консультация (старшая группа)

Рущицькая Надежда Сергеевна

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо познакомиться с современными подходами, опираясь на которые можно быстро и правильно научить ребенка читать и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте42.35 КБ

Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей

 «Современные подходы

к процессу обучения дошкольников грамоте»

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь.   Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И смягчают согласные, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середина перед согласной – конь, коньки)

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко(йа), маяк(йа). Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю - «У, Е – «Э»).

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре до изучения букв:

  • «Поймай словечко»: называйте звуки и слова отдельно, а ребёнок – слово целиком.    к,о,т – кот; р,у,к,а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву, как звук: «Ш», а не «ША», «Л», а не «ЭЛЬ» иначе ребёнку будет не понятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:

  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его).
  • Спой звук «А». Запомни: он гласный, потому, что поётся.
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот).
  • Назови сам слова на звук «А».
  • Назови последний звук в словах: зима, дорога, машина…
  • Придумай слова, которые заканчиваются на звук «А».
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А».
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «А» (в начале, в середине или конце). Используй схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем с лева на право, проговаривая слово, смотрим, где находится палец на звук «А».
  • Найди на картинках предметы со звуком «А». Есть ли этот звук в твоём имени? Произнеси так, чтобы мы услышали.

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например:

Покатилось колесо, превратилось в букву О.

У - сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А – как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник.

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата.

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3.

Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке.

Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги,  имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку:

              НА   НО   НУ   НЫ   НИ

              СА    СО   СУ   СЫ    СИ

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР - РА, УС - СУ.

8. Переходите к чтению слов только после того как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными   (15-20 минут), но систематическими.

10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если  вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!!!

Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои под...

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ

Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ...

Индивидуальный подход в процессе обучения дошкольников(английскому).

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица....

Современные подходы подготовки к обучению грамоте дошкольников

Опыт работы воспитателя по обучению грамоте дошкольников...