Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.
учебно-методическое пособие (обучение грамоте, старшая группа) по теме

домарева елена николаевна

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои подходы к развитию познавательного интереса детей в обучении грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте Воспитатели: Домарева Елена Николаевна Кудрина Евгения Николаевна МДОУ детский сад № 14

Слайд 2

Пособие 1. «Бабочки» Цель: учить определять первый (последний) звук в слове; закреплять умения различать гласные и согласные звуки Воспитатель предлагает детям предметные картинки. Дети определяют первый (последний) звук в слове: если звук гласный, картинку помещают в красный сектор бабочки, согласный – в синий. Для детей старшего возраста используют буквы. Пособие можно использовать для чтения слогов.

Слайд 3

Пособие 2. « тим и Том» Цель: формировать понятие «твердый и мягкий согласный звук». В среднем возрасте, используя предметные картинки, дети определяют мягкость или твердость первого звука в слове. Если звук мягкий, определяем его в карманчик к Тиму (зелёный), если твердый – к Тому (синий). В старших группах идет работа с буквами.

Слайд 4

Пособие 3. «цветочная поляна» Цель: закреплять умения выделять первый (последний) звук в слове . Воспитатель называет слово или показывает предметную картинку, предлагает детям посадить бабочку на первый (последний) звук этого слова. Аналогично можно проводить работу с буквами, используя понятия «гласные и согласные» буквы.

Слайд 5

Пособие 4. «паровозик» Цель: совершенствовать умения детей делить слова на слоги. Дети делят слово на слоги; в первое окно определяется первый слог, во второе – второй, и так далее.

Слайд 6

Пособие 5. «веселые попугаи» Цель: учить детей читать (произносить) слоги-слияния . По выбору воспитателя или ребенка в окошко мячика вставляется согласная буква, крутится диск, появляется гласная буква, дети читают слог-слияние. В окошко можно поместить гласную букву, заменить диск на согласные буквы и читать закрытые слоги.

Слайд 7

Пособие 6. «цветок» Цель: совершенствовать умение детей читать слоги. Воспитатель закручивает в центр цветка согласную букву, по лепесткам располагает гласные буквы. В любом порядке дети читают слоги. Аналогично проводится работа с гласной буквой в центре и согласными на лепестках цветка.

Слайд 8

Пособие 7. «капитаны» Цель: упражнять детей в чтении слогов и простых слов. Воспитатель с помощью магнита двигает кораблик к пристаням с буквами, дети «подают гудок», т.е. фактически протяжно читают слоги. Кораблик может двигаться со слогом, дети читают простое слово, например, сок-сом-сон-сор.

Слайд 9

Пособие 8. «воздушные шары» Цель: совершенствовать умения делить слова на слоги, безошибочно определять первый, второй, третий слог. Воспитатель предлагает детям «запустить шары в воздух» (движутся ниточки). Для этого нужно поделить слово на слоги. Для более сложных слов используются аналогичные схемы не из двух, а из трёх шаров.

Слайд 10

Пособие 9. «часики» Цель: учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Воспитатель предлагает картинку или слово. Тот слог, который произносится чуть протяжнее, дети обозначают стрелкой. Цифры помогают определить ударный слог.

Слайд 11

Пособие 10. «клоун» Цель: учить детей составлять слова из предложенных букв. Воспитатель предлагает детям набор букв (на пробках). Из них необходимо составить слово. Дети, придумав слово, накручивают его на шары у клоуна.

Слайд 12

Пособие 11. «гусеница» Цель: учить детей производить звуковой анализ слов , различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Детям предлагается картинка или слово. Дети производят анализ и в карманчики определяют нужного цвета кружок, итог – схема слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта

В статье представлены наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта: авторская "Рабочая тетрадь по обучению грамоте", наглядное пособие "На что похожа буква?"...

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Наглядный материал для обучения грамоте "Звуковички"

На просторах интернета трудно было найти изображения ярких Звуковичков. Пришлось немного поработать в фоторедакторе.  Состав Звуковичков:девочка в красном платье - Гласный звукмальчик в синем кос...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

изготовление наглядного материала для обучения дошкольников грамоте

Изготовление наглядного материала для обучения дошкольников грамоте...

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовк...