Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей.
консультация по развитию речи

Использование заниматель­ного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов ус­пешного обучения детей абст­рактным понятиям в обучении грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем — твердый согласный, в зеленом — мягкий согласный. Молоточек — твердый согласный, перышко — мягкий. Ушко — глухой согласный, колокольчик — звонкий. Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками молено использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] — кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] — губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

Пособие «Паровоз» так же используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й — с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й — с данным звуком в конце слова.

Для выделения заданного звука из слова детям предлагаются задания с использованием наложенных картинок. Ребенку необходимо выделить предмет с изучаемым звуком, определить его позицию в слове.

При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости — мягкости, глухости — звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Телега» дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы.

Большую помощь в усвоении образов букв детям оказывает работа с изографами. Помимо вычленения и называния составляющих изограф букв, дошкольники занимаются самостоятельным конструированием по образцу.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой — с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.

С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения.

При обучении детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «Путаница», в ходе которой необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать или вставить буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе — это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игры «Фразовый конструктор» и «Часики», решаем разнообразные задачи.

• Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова- действия», «слова-признаки», «предлоги». Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия — на серых, слова-признаки — разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, «девочка, сестра, дочка». Картинка со стаканом может обозначать «чай, сок, компот» и т.д. Изображение ладони может трактоваться, как трогать, гладить, брать, держать и т.д.

  • В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.
  • Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений слов в предложении ведется работа над составлением схем предложений.

Основная цель игры «Часики» — усвоение логической связи между двумя словами и составление с ними предложения.

На начальном этапе пары слов определяются с помощью выбрасывания кубиков. В дальнейшем ребенок самостоятельно вычленяет логическую пару и составляет предложение.

При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Разработанное нами с учетом программных задач по обучению грамоте пособие состоит из больших карт с изображенными на них картинками на каждый изучаемый звук и карточек, содержащих задания (например, определить позицию изучаемого звука в слове, разделить слово на слоги и т.д.).

Дети по очереди выбрасывают кубик, перемещают фишки по игровому полю и выполняют задания, написанные на карточках.

 Игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося». Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Презентация для дошкольников "Расшифруй слова" (материал для обучения грамоте детей с ОНР)

при обучении грамоте дошкольников с ОНР часто логопедами используется такой вид заданий, как "Поставь буквы по порядку и прочитай слово". материал выполнен в виде электронной презентации и вызывает у ...

Наглядный материал для обучения грамоте "Звуковички"

На просторах интернета трудно было найти изображения ярких Звуковичков. Пришлось немного поработать в фоторедакторе.  Состав Звуковичков:девочка в красном платье - Гласный звукмальчик в синем кос...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...

Мастер-класс для педагогов "Использование метода наглядного моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Автором представлена презентация мастер-класса для педагогов по обучению грамоте дошкольников....