«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
статья (средняя группа)

Башун Светлана Анатольевна

«Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheski_igry.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему (опыт работы)

«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Актуальность нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе.

У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

«Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Необходимо  использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

-Игры приветствия

-Дидактические игры

- Настольно-печатные обучающие игры

-Словесные игры

-Нaродные  игры(хороводные игры)

-Театрализованная игра (Игры-драматизации)

-Сюжетно-ролевая игра

-Пальчиковые  игры

Игры-приветствия могут использоваться в часы утреннего приема, или как начальная часть структуры построения непосредственно – образовательной деятельности с детьми. Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут.

В патриотическом воспитании немаловажную роль играют дидактические игры, через которые мы знакомим и закрепляем представления о семье, родном городе, стране. Кроме того, играть в дидактические игры можно в любое удобное время и практически в любом месте, поэтому они эффективны в патриотическом воспитании. Можно представить целый ряд игр, таких как:

"Мой адрес", целью которой является закрепление знаний об адресе местожительства детей. Можно провести игру с мячом. Например: воспитатель по очереди бросает мяч детям и произносит "я живу в 6 микрорайоне, а ты?"....."я живу в доме номер один, а ты?"..."в моем микрорайоне есть поликлиника , а в твоем микрорайоне?" и другие вопросы.

Собери правильно герб" (флаг) ..Укрась матрешке сарафан". И т.д

 Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух.

Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные  задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.

Народные подвижные  игры .В них отражается образ жизни людей, обычаи, быт, национальные устои, представление о честности, смелости. У детей формируется интерес к русской народной культуре, к ее традициям. При объяснении правил игры мы рассказываем о том, что русские народные игры передавались из поколения в поколение и имеют многовековую историю.

В народных играх бывает все: и фольклорный текст, и музыка и динамичность действий и азарт. В тоже время они имеют строго определенные правила и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. К тому же народные игры можно использовать в любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием играют в народные игры. Вот к примеру одна из таких народных игр "Карусель", когда дети, держась правой а потом левой рукой за те же народные красивые ленточки, идут по кругу со словами: Еле,еле,еле,еле. Завертелись карусели. А потом кругом, кругом все бегом, бегом, бегом! Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. По команде- поворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами: Тише, тише, не спишите. Карусель остановите. Раз-два, раз и два. Вот и кончилась игра.

Также детям нравятся такие игры, как "Гори, гори ясно",."Краски", "Платочек". "Колечко, колечко...", "Жмурки", "Ручеек", ну и конечно"Каравай".

Театрализованная игра, способствует раскрытию личности ребенка. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания,эмоции. Также в играх драматизации, например на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа. Например муку хранили в амбарах( из сказки о колобке). Дети запоминают крылатые фразы и выражения русского народа(жили-поживали, у страха глаза велики, задал стрекача...)

Игры-драматизации дают возможность примерить народные костюмы и действовать в них, как бы прожить в них определенный период.В театральной деятельности, играх драматизации любые образы становятся образцами для подражания. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу. К тому же для ребенка театральные игры- это возможность хотя бы ненадолго стать героем. 

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей

Особенностью современных детей является то, что они с ранних лет приучены жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр,где отсутствует какое либо взаимодействие и общение друг с другом. Социальное отношение должно стать предметом социальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Самой оптимальной формой таких отношений является ролевая игра. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам, чего не хватает нашим современным детям. Это и есть нравственные основы. Поэтому в режимных моментах мы отводим место таким играм

Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».

Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята». Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе»  №Детский сад","Школа", " Путешествие"  и много других игр, где есть основы нравственного воспитания.

Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.

Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаем, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.

Мы считаем, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.

Подготовили воспитатели 5группы:

Башун Светлана Анатольевна

Горбачева Тамара Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".

           Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...