«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Перцевая Татьяна Александровна

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того, чтобы сенсорное развитие малышей происходило полноценно, крайне необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСУЛЬТАЦИЯ18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того, чтобы сенсорное развитие малышей происходило полноценно, крайне необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, источником познания мира. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению, а также получает от взрослого сведения словесным путем.

   Большое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

 1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

 4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры.

      На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.                        В   сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.

      Дети раннего возраста:

   - ориентируются в 3-4 цветах, некоторые называют, подбирают по образцу;  

   - ориентируются в 3 и более контрастных величинах (собирают трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

   - собирают пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;

   - соотносят конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывают на образец (раскладывают вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

   - начинают распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);

  - в рамках листа проводят вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называют нарисованное.

 Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

   • цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

 • величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

 • звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же и т. д.

Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка - это то, что занятия должны приносить малышу удовольствие, быть в радость.      

     Предлагаем Вам ознакомиться с играми для малышей.

 

 Построй башню! Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

 

 Разноцветные пирамидки.  Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

 

 Найди цветок для бабочки! Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

 

 Сортировка по цвету. Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

 

 Выбери цветную картинку! Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!

   

Игры на тему: «Геометрические фигуры» 

1 «Починим поезд» - дети прикрепляют колеса, окна (закрепляют фигуры: круг, квадрат).

2. «Чудесный мешочек» - Искать геометрические фигуры.

 3. «Украсим елочку игрушками»- геометрические фигуры.

4. «Какой фигуры не стало? »

5. «Продолжи ряд», «Собери бусы».

При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу … С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, моторики пальцев. В качестве «шумелок» можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

В данной статье рассказывается о том,как развить сенсорные способности у детей раннего возраста....