Кризисы дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дети развиваются неравномерно на протяжении всего детства. Психология выделяет периоды относительно спокойные (стабильные) и критические (кризисные).Возрастные кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, иногда даже два года. В этот период происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие ребёнка в кризисные периоды носит яркий, бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь, и это уже становится заметным окружающим взрослым... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_doshkolnogo_vozrasta.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы дошкольного возраста

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта в его поведении, кажется, лишены здравого смысла… Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология уделяет внимание изучению критических периодов детства и выработке рекомендаций, как взрослому вести себя с ребенком в это время. Кризис развития - естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения. Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  1. кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  2. кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
  3. кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;
  4. кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.

Кризис 1 года

(приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

  • Всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)
  • Появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки - реакция на непонимание со стороны взрослых.
  • Усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений - с одной стороны - стремление к самостоятельности, а с другой - необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • Давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  • Создавая запреты, не делайте их слишком много
  • Старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет

(приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  • Негативизм - реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
  • Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
  • Строптивость - общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  • Своеволие - ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.
  • Протест-бунт - ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
  • Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители и педагоги?

  • Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • Ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
  • Попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики - бесполезны. Будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
  • Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
  • Притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.
  • Проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
  • Если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).
  • Иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.

Кризис 7 лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.

Ребенку очень важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Основной из потребностей становится уважение. В зависимости от окружения ребёнка и его места в нём у ребёнка формируется внутренняя позиция, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни. Если раньше дошкольник свои переживания выражал непосредственно, то сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо, сдерживается, думает над этим.

Дошкольник всячески пытается показать, что он взрослый, хотя использует для этого детские формы поведения. Дети любят примерять взрослую одежду, стараются высказать свое мнение по любому поводу, вмешиваясь в разговоры взрослых. И если родители пресекают у ребенка попытки высказаться, то ребенок может начать обманывать или капризами пытаться привлечь внимание родителей к себе.

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»). Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.
  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • «Взрослое поведение» - ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
  • Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький»
  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

  • Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
  • Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
  • Рассудительность

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода семи лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Что могут сделать родители и педагоги?

  • Это возраст почемучек, детям интересно всё. Поэтому используйте этот момент для расширения кругозора ребенка, обсуждайте с ним интересные для него темы.
  • Не забывайте поощрять самостоятельность ребенка, давайте задания, которые ему по силам. Благодаря этому ребёнок  почувствует себя уверенней. Активней оценивайте достижения ребёнка в любых сферах деятельности. Поддержите в случае неудачи. Очень полезно использовать игры с правилами.
  • Когда ребенок начинает капризничать, то не нужно стремиться настоять на своём. Сделайте перерыв, скажите, что поговорите с ребёнком позже, когда он успокоится. Расскажите о последствиях, которые будут после того или иного поступка. Ваши требования должны быть последовательными и не противоречить друг другу.
  • Если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его.
  • Постарайтесь чаще обсуждать с ребенком события, которые произошли за день. Интересуйтесь его переживаниями. Очень важно и необходимо, когда между родителями/педагогами и ребёнком есть тесный эмоциональный контакт.

И помните, что кризис - это явление проходящее!

Используемая литература:

  1. Выгодский Л.С. Психическое развитие ребенка. М.: Эксмо-Пресс, Смысл, 2003.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Кнорус, 2013.
  3. Интернет-источник: http://raguda.ru/ns/krizisy-doshkolnogo-vozrasta.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кризис дошкольного возраста.".

Кризис дошкольного возраста представлен в виде презентации.Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются ...

Кризисы дошкольного возраста

Кризисы дошкольного возраста...

Кризисы дошкольного возраста

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называ...

Кризисы дошкольного возраста.

Я сам!!! Кризис дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Кризисы дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Кризисы дошкольного возраста»...

Родительском собрание. «Кризис дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми....

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка? Какие кризисы дошкольного детства бывают? Как они проявляются и что могут сделать родители? Отве...