Мастер класс для родителей "Играем с пальчиками"
консультация (младшая группа)

Тимиряева Вероника Викторовна

Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Краснохолмский детский сад №4 «Улыбка» муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан

Мастер-класс для родителей

«Играем с пальчиками»

Подготовила: воспитатель

Тимиряева Вероника Викторовна

с.Краснохолмский, 2023 г.

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада Вас всех видеть на моём мастер-классе.

Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из вас может сказать: для чего дети играют?

Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.

Сегодня мы поговорим не просто о игре, а о игре пальчиками. В коррекционной работе огромное значение уделяют развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Развивается речь.

2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Для начала давайте разогреем ручки. Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим

И огонь себе добудем.

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Существует несколько видов пальчиковых игр. Сегодня я подготовила для Вас игры с пальчиками наиболее интересные на мой взгляд. По мотивам русских народных сказок. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья, расширяют кругозор и развивают мышление.

Пальчиковые игры:

  1. «Репка»

В огороде дедка репку посадил

И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

  1. «Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)

Следующий вид - пальчиковые игры с предметами.

Игры с массажными мячиками.

Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.

Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)


Игры с карандашами.

  1. «Пианино».

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!

  1. «Утюжок».

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

  1. «Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку. Прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

  1. «Ладошка».

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

  1. «Подъемный кран».

Поднимание карандаша с поверхности столы одним пальцем.

Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

  1. «Эстафета».

Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его

указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

  1. «Волчок».

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

  1. «Горка».

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

  1. «Скольжение».

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз.

  1. «Прятки».

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Игры с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый захват. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки). Переходить от простого к сложному (большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).

  1. Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем, держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)

  1. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Игры с камушками

С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.

- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);

- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;

- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;

- скатывать камушек с тыльной стороны кисти рук (как с горки);

- прокатывать камушек между ладонями от пальцев к запястью и обратно;

- раскатывать камушек по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;

- зажмите камушки в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки.

И в заключении мастер-класса хотелось бы сказать, что во время пребывания ребёнка в детском саду мы – педагоги составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое открывать самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле.

Скажите, что произойдёт с трёхногим табуретом, если у него сломается одна ножка? Он упадёт!

А как говорится в басне И. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в детском саду, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому я призываю Вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер класс "Птичка - невеличка" на пальчик.

Птичку можно испоьзовать для игры с детьми раннего возраста....

Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...

Работа с родителями. Мастер-класс " Чтоб здоров был пальчик наш - сделаем ему массаж"

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры голоаного мозга и психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой...