Статья для родителей и педагогов "Сделай, как я делаю"
статья (младшая группа)

Юдина Ирина Алексеевна

Активизация подражательной речевой деятельности в общении с неговорящим ребёнком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx144.43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  для  родителей и педагогов

«Сделай, как я делаю»

Активизация подражательной речевой  деятельности
в общении с неговорящим ребёнком

        Потребность подражать взрослому является важным моментом в общении с неговорящим ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Взрослый добивается от ребёнка повторения любого действия, начиная с подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Выбирает любую совместную деятельность доступную и интересную для ребёнка и сопровождает свои действия и действия ребёнка словами. Чтобы занятие было увлекательным и не надоедало  ребёнку, взрослый придумывает  разные истории, используя предметы: пуговицы, камушки, верёвочки, ленточки, палочки, а также игрушки мелких и средних размеров, конструктор, строительный материал. По ходу совместной игры взрослый задаёт ребёнку вопросы, которые заставляют его задуматься и провоцируют на активную речь.
        
Интересно организованные игры помогают неговорящему  ребёнку быстрее заговорить, улучшить его речь, развить активный и пассивный словарь, развить мышление, память, разработать мелкие мышцы руки. Обращённая речь взрослого: понятная, чёткая, короткая. Взрослый находится в поле зрения ребёнка,  даёт тактильную опору, ощущения. Постепенно за взрослым или по его просьбе, ребёнок учится повторять отдельные звуки, аморфные слова (звукоподражания), затем произносить двух- трёхсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. Ключевую роль играют слова-названий действий, и  чем этих слов больше, тем выше уровень развития ребёнка.  

        Правильно играть с ребёнком, играть так, чтобы он заговорил, главная цель для родителей и педагогов. Играть надо не только за столом, но и на полу. Это даст возможность быть с ребёнком на равных, совместно наблюдать за происходящим вокруг. Удивлять, создавать для ребёнка яркие стимулы, привлекающие внимание. Взрослый  подбирает игровой материал разнообразный по цвету, форме, размеру, фактуре. Материал,  который отличается своей необычностью (салфетки, губки, бумага, стеклянные баночки, мухобойки). В игре взрослый использует ложечку, как предмет, который  в ладошке малыша, будет развивать его оптико-пространственное восприятие (координацию), воображение, зрительную и двигательную память, наблюдательность, речь.  Расположить неговорящего ребёнка, добиться от него эмоций, желание играть, помогут игры на коленках взрослого. Они не только разовьют малыша, но и сыграют положительную роль в адаптационный период.

        Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребёнку удовольствие!

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью. Подчёркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.

Автор статьи учитель-логопед: Юдина Ирина Алексеевна

Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

images (39).jpg         

   Гуси

Вышли гуси на луга.

Га-га-га, га-га-га.

Ребёнок выкладывает две башенки из кубиков.

В каждой башенке по три кубика.

Щиплют травку на лугу

Гу-гу-гу, гу-гу-гу.

 Ребёнок поочерёдно разбирает башенки.

Гусь гусят зовёт: « Беги!»

Ги-ги-ги, ги-ги-ги.

И они бегут бегом. 

Выкладывает две башенки.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. 

Поочерёдно разбирает башенки.

Юдина И. А.  

        Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

Без названия (55).jpg

        Машины 

Ребёнок правой и левой рукой одновременно

 управляет машинками вперёд-назад.

Едут машины и громко гудят.

    Би-би, би-би.

И в детский сад опоздать не хотят.

Би-би, би-би.

Слышишь, сигналят там, и тут.

Би-би, би-би.

Хлеб, молоко они детям везут.

Би-би, би-би.

 Юдина И. А.

Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

Без названия (56).jpg

Собачка и кошечка

Слева направо ребёнок нажимает на мягкие «губки», соблюдая ритм.

Вот собачка громко лает.

Гав-гав-гав-гав.

Кошку в домик не пускает.

Гав-гав-гав-гав.

Мяукать кошке не даёт.

Гав-гав, гав-гав.

Собачка косточку грызёт.

         Хум-хум-хум-хум.

        

        Юдина И. А.

Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

Без названия (57).jpg   

Лягушки

В руках у ребёнка игрушка «Лягушка»,

слева направо игрушка перескакивает с одной губки на другую, соблюдая ритм.

Звонко квакают лягушки.

Ква-ква, ква-ква.

Возле них летают мушки.

Ква-ква, ква-ква.

Широко откроем ротик.

Ква-ква, ква-ква.

И накормим свой животик.

Ква-ква, ква-ква.

Юдина И. А.

Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

images.png

Игра с Мишкой

Взрослый управляет игрушкой на глазах у ребёнка,

проговаривая все действия словами

        Мишка, Мишка, что ты можешь?

- Я могу в ладоши хлопать:

Так-так-так!

- Я могу ногами топать:

Так-так-так!

-Головой могу качать:

Ой-ой-ой!

- Громко, громко зарычать:

Э-э-э!

Вы, ребята, повторяйте. Вместе с Мишкой поиграйте.

Взрослый вместе с ребёнком повторяет слова и действия

-Будем мы в ладоши хлопать?

Так-так-так!

-Будем мы ногами топать?

Так-так-так!

Покачаем головой?

Ой-ой-ой!

Громко зарычим с тобой?

Э-э-э!

Сядем тихо, посидим…

Пальчик к носику, молчим: ч-ч-ч.

Юдина И. А.

        

Игра на развитие чувства ритма.

Уточнение произношения сохранных звуков.

 

Без названия (79).jpg

Рыбка

Игра с использованием салфетки

Ночью рыбка спит на дне

Е-е-е-е-е.

Руки ребёнка  лежат на салфетке

И шевелится во сне

 Е-е-е-е-е.

Ребёнок сжимает и разжимает салфетку

Утром плавает в реке

Е-е-е-е-е.

Удерживая в ладонях салфетку, ребёнок водит руками из стороны в сторону  

На крючок попалась мне

Е-е-е-е-е. 

Удерживая в ладонях салфетку, ребёнок поднимает вверх над головой руки

                Юдина И. А.

Игра на коленках

Без названия (39).jpg 

Комарик

        Тебе на ушко сел комарик.

З-з-з, з-з-з.  

Прикоснуться к правому уху ребёнка.

На другое сел комарик.

З-з-з, з-з-з

Прикоснуться к левому уху ребёнка.

Мы комарика поймаем

Хоп-хоп-хоп!  

Хлопки в ладоши.

Танцевать его заставим

Оп-оп-оп!

Раскачивать ребёнка на коленях из стороны в сторону.

А комарик улетел

Звонкой песенкой звенел.

З-з-з, з-з-з!

Взмахи руками.

Юдина И. А.

Игра на коленках

images (12).png 

Лодочка

На волнах качает лодку.

Кач-кач-кач. 

Раскачивать ребёнка на коленях из стороны в сторону.

И подпрыгивает лодка.

Тач-тач-тач.

Подкидывать ребёнка на коленях вверх.

Вот заехали на мели.

Тух-тух-тух.

Толчки вперёд-назад.

Прямо в воду угодили.

Бух-бух-бух.

Медленно опустить с колен ребёнка вниз

Юдина И. А.

Игра на коленках

Без названия (40).jpg   

Утренняя разминка

Ква-ква-ква, ква-ква-ква - отлежали мы бока.

Ладони ребёнка вверх, пальчики разведены.

Потянулись влево – КВА!

Потягивать корпус ребёнка влево.

Потянулись вправо – КВА!

Потягивать корпус ребёнка вправо.

Разминаемся с утра!  

 Хлопки в ладоши.

Юдина И. А.

Игра с ложечкой

images (4).png

Ложка в ладошке

С ложкой будем мы играть и как молоток стучать.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Черпачок ложки стучит по ладошкам.

А теперь погладит ложка эти мягкие ладошки. 

Черпачок ложки гладит  ладошки.

С горки мы катаемся, маме улыбаемся.

Эх! Эх! Эх!

Черпачок ложки скользит по ладошкам сверху вниз

 от запястья кисти к кончикам пальцев

А теперь на барабане.

Бум-бум-бум, та-та-та. 

Черпачок ложки отбивает ритм по левой ладошке, а затем по правой.

Пляшет, пляшет наша ложка.

Бум-бум-бум, та-та-та.

В прятки ложечка играет, кулачок её сжимает.

Взрослый прячет черпачок ложки в кулачок ребёнка. 

Ложки нет. Где она? Вот она!

Да-да-да!

Черпачок ложки стучит по ладошкам. 

Юдина И. А.

Игра с ложечкой

Без названия.jpg   

 Паровозик

Едет паровозик.

Чух-чух-чух.

 Ребром ложки рисовать рельсы на ладошке.

Крутятся колёса.

Вух-вух-вух.

Кончиком ложки крутить в центре ладошки.

Вот и остановка.

Пух-пух-пух.

Сжимать и разжимать черпачок ложки ладошкой.

И сигналит громко.

Ту-ту-ту-ту-ту!

В ямку ложки укладывать поочерёдно пальчики.

Юдина И. А.

Игра с ложечкой

Без названия (16).jpg 

Тучка

Набежала тучка.

Кап-кап-кап. 

Черпачок ложки медленно стучит по ладошкам.

И закапал дождик.

Кап-кап-кап-кап-кап.

Черпачок ложки быстро стучит по ладошкам.

В лужице кружочки.

Оп-оп-оп.

Кончиком ложки крутить в центре ладошки.

Топаю по лужицам.

Топ-топ-топ-топ-топ.

В ямку ложки укладывать поочерёдно пальчики.

Юдина И. А.

Игра с ложечкой

Без названия (9).jpg 

Теремок

Вот домок-теремок.

На ладошке ребёнка рисовать домик.

На дверях висит замок.

Зажать черпачок ложки в кулачок ребёнка. 

Ключик я сейчас возьму.

Вжик-вжик-вжик.

В кулачке медленно прокручивать черпачок ложки.

Тот  замочек отопру.

Тык-тык-тык.

Сжимать и разжимать черпачок ложки ладошкой.

Юдина И. А.

Игра с ложечкой

 

images - 2020-04-15T174525.471.jpg 

Совок

Я беру совок, копаю.

Коп-коп-коп.

Ребром ложки проводить сверху вниз по ладошке ребёнка.

Много ямок накопаю.

Коп-коп-коп-коп-коп.

В ямку ложки укладывать поочерёдно пальчики.

И дорогу я построю.

Коп-коп-коп. 

Опустить ложку ямкой вниз, постукивать по ладошке.

Мост красивый над рекою.

Нарисовать ребром ложки «мостик»

Коп-коп-коп. 

Ребром ложки проводить сверху вниз по ладошке ребёнка.

        

Юдина И. А.

Спасибо за сотрудничество!

Успехов родителям и педагогам в развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Чего нельзя делать в дошкольном возрасте"

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста....

Статья для родителей "Что надо делать, чтобы ребенок не болел?"

В статье даются советы и рекомендации о пльзе зарядки для маленьких детей. Как сделать полезное занятие веселым и увлекательным? Какие упражнения можно делать с самыми маленькими детьми, начиная с 1,5...

статья для родителей "Учить ли детей делать открытия?"

Статья подскажет родителям, как правильно организовать опытно-исследовательскую деятельность в домашних условиях....

Статья для родителей «Дерется ребенок, или что делать с детскими драками»

Дерется ребенок, или что делать с детскими драками. Консультация для родителей.Дети дерутся и дерутся в первую очередь между собой. Кто-то у кого-то что-то отнял, не то сказал, толкнул, заде...

Статья для родителей. Зачем делать поделки для детского сада.

Зачем родителям делать поделки для детского сада....

Статья для родителей "Что делать, если ребёнок говорит "плохие слова"

В статье рассматривается проблема, с которой рано или поздно встречаются все родители детей младшего дошкольного возраста...

Статья для родителей "Безопасность детей-наше общее дело"

Активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.Развивать способность практически применять знания при переходе проезжей части, и осознавать возможность последствий ...