консультация для родителей будущих первоклассников " МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ"
консультация (подготовительная группа)

Братчина Алина Алексеевна

Вот и приближается тот день, когда Ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас Вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_i_priblizhaetsya_tot_den.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ»

Вот и приближается тот день, когда Ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас Вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

          Школьное обучение — один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляем мы - взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Этот момент воспринимается Вами, воспитателями, да и детьми  как своеобразный экзамен ребёнка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка событий, пожалуй, не лишена смысла, так как для обучения в школе ребёнку понадобится всё то, что приобрёл за период дошкольного детства.

           Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько  психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились.

Социально-психологическая (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе, с учителем, формирование у них готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего важные обязанности и права, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, место в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.  

Помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее  важная задача для вас - родителей будущих первоклассников, хотя она и требует немалого душевного участия и труда.

Спросите у своего ребенка: хочет ли он идти в школу и почему?

Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни? «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг…». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся старшему дошкольнику заманчивыми. Но это не главные мотивы. Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «В школе будут задачи решать» и т.д. Быть школьником – это ступенька вверх, к взрослости. Замечает ребенок и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности. Если Ваш ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса знаний, умений, ему будет трудно в школе.                  

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: “Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку”. От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: “Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!”. Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.

 Чтобы расширить представления Вашего ребенка о школьниках и вызвать желание подражать им, заинтересоваться школьной жизнью, желательно какому-нибудь ученику (соседу, двоюродному брату) рассказать об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как участвуют в труде взрослых. Кроме того,  помочь ребенку при встрече с новой для него школьной ситуацией, может на наш взгляд использование психогимнастических упражнений, которые может проводить как учитель, воспитатель, так и Вы – родители. Эти упражнения представлены в виде игр. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущим школьникам. Приведем пример нескольких психогимнастических занятий для будущих первоклассников.

 1. Ребенок должен знать о том, как устроена  школьная жизнь, о том, что в школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, читают, считают, пишут, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. На перемене тоже можно говорить громко. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.  

Вы – родители - можете организовать игру с ребенком, в результате которой он сможет получить эти знания и закрепить их. В игре могут участвовать как один ребенок, так и группа детей (друзья, соседи).

Например:

Игра «Что лежит в портфеле?»

Ведущий бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.

Игра «Я возьму с собой в портфеле»

Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с собой в портфеле...» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.

           Игра «Тихо — громко»

Ведущий произносит незаконченные предложения, например, «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача ребенка крикнуть: «Громко!» — или прошептать: «Тихо».

    2.  Ваш ребенок должен понять, что школьник - это ребенок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, играть. Таким образом, ребенок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные (или внешкольные) формы поведения.

 Работу по разграничению образов школьника и дошкольника имеет смысл начать с обсуждения того, чем они отличаются друг от друга, а затем  можно поиграть. Например:

 Игра  «Кто где?»

В игре участвуют несколько человек: мама, папа, брат, друг и т.д. «Вот тебе лист бумаги. Он разделен пополам. Нарисуй на одной половинке школьника, а на другой — дошкольника. Сделай это так, чтобы можно было сразу догадаться, кто, где нарисован. Никому не говори, кого, где ты нарисовал». По завершении рисования участники садятся в круг. Все по очереди показывают свои рисунки, а задача остальных — догадаться, где нарисован школьник, а где — дошкольник.

 Игра  «Представь себе»

Затем идет работа с пластическим образом школьника и дошкольника: «Представь, как сидит школьник. Представь, как — дошкольник. Представь, как ходит школьник. Представь, как — дошкольник». Ребенку важно попробовать себя и в одной, и в другой роли: «Походи как школьник, посиди как дошкольник». Можно дать ребенку такое игровое задание: «Когда я хлопну один раз, то ты должен сидеть как школьник, а когда два раза — как дошкольник».

     Затем ребенок изображает школьника или дошкольника в любой позе, а Ваша задача  — догадаться, кого именно ребенок изобразил.

     Игра и беседы стимулируют мотивацию у дошкольников к учению, к скорейшему прибытию в школу, к тому, чтобы занять новую социальную позицию.    

  Вы, родители, не должны забывать и о том, что социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у ваших детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы Ваше обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Ребёнок должен обладать качествами личности, помогающими ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Нашу встречу хочу закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги “Педагогика для всех”:

МУДРЫЕ СОВЕТЫ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Итак,  основное, на наш взгляд: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Литература

1.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006г.;

2. Чибисова М. Психогимнастические занятия для будущих первоклассников

3. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М.: изд-во «Эсно», 2007г.

4.Безруких М. Портрет будущего первоклассника//«Дошкольное воспитание» № 2,3,4, 2003 г.

5. Сергеева Н. В.  Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников/ Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе/ Работа с родителями / Школьная психологическая служба 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Статья "Мы теперь не просто дети, мы теперь – выпускники"

       В Международный день защиты детей, 1 июня 2018г. в детском саду №29 «Солнышко» города Сольвычегодска состоялся выпускной вечер воспитанников подготовитель...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...