"Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования"
статья

Прусик Тереза Генриховна

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»   

 

Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

                                                                                                                                                                                                                                                                                    Пабло Пикассо

 

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.            Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.                                                                                                                  Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

нетрадиционная техника рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка, облегчает адаптацию. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с детьми до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… 

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

    Рисовать  с использованием нетрадиционных техник  можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному».     

    Основные техники, используемые в этом возрасте:

  • - рисование пальчиками, ладошками;
  • - рисование ватными палочками;
  • - печатание картофелем;
  • - восковые мелки + акварель;
  • - оттиск смятой бумагой;
  • - рисование поролоном;
  • - оттиск пробкой;
  • - тычок жесткой (щетина) полусухой кистью.

Какова же роль нетрадиционного рисования? Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику, развивает творческие способности, расширяет представление об окружающем мире, проявляет индивидуальность, характер и темперамент ребёнка, прививает любовь к изобразительному искусству. В процессе изобразительной деятельности происходит развитие логического мышления, активизация речевого аппарата, расширение словарного запаса (что ещё можно нарисовать), развитие наглядно-образного мышления (как выглядит тот или иной предмет), в период дошкольного детства играя дети вслух проговаривают сюжет игры, реплики героев и прочие детали. Это помогает ребёнку более красочно и точно представить героев и сюжет. Творческий процесс рисования также сопровождается речью: дети вслух проговаривают детали, которыми хотят дополнить рисунок, выбирая цвет, форму, необходимые детали, рассуждают и делают выводы. В процессе использования нетрадиционных техник рисования вместо кисти или карандаша, для создания рисунков, дети используют собственные ладошки, пальцы, трафареты и печати. Рисование пальцами и ладошками увлекает детей с самого маленького возраста, а возможность создать картину прикасаясь собственными ладонями к краскам и полотном стимулирует познавательные интересы ребёнка и вдохновляет его к дальнейшему творчеству. Использование нетрадиционных техник создаёт атмосферу непринуждённости и способствует благоприятному отношению к творческой деятельности. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей используются различные техники и приёмы. В младшем дошкольном возрасте лучше всего начать с рисования пальчиками и ладонями (ребёнок опускает пальчики в гуашь наносит точки пятнышки на бумагу или раскрашивает ладони разными цветами красок для нанесения отпечатка на холст, дополняя заранее подготовленные трафарет, либо дорисовывая детали). Следующими этапами можно пользоваться дополнительными средствами: оттисками, печатями из ластика или пластилина, пробками и мятой бумагой, использовать метод кляксографии, нанося краски слоями и выдувая их трубочкой. В процессе такой деятельности дети получают большое количество положительных эмоций, как от самого рисования- так и от результата. С использованием нетрадиционных техник рисования детские рисунки получаются яркими, интересными и непохожими друг на друга. Начинают малыши с простых методик, постепенно рисунки становятся разнообразней, используются новые методики, повышается уровень мастерства, совмещаются несколько методик. В процессе такого творчества дети чувствуют себя раскованней, смелее, не стесняются проявлять фантазию, пробовать новые методики и фантазировать. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок получает возможность развивать речь, навыки самообслуживания, совершенство письма, развивать способности и мастерство в различных сферах деятельности. И. Кант писал: «Рука — вышедший на розу наружу мозг». Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Процессы отражаются в положении наших рук, мелких движениях, жестикуляции. Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: воображение, мышление, внимание, восприятие, память и речь. Учёные исследующие детский мозг отмечают влияние функции рук на стимулирование мозга. Подводя итог, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методик рисования эффективно развивает мелкую моторику рук, а также улучшает другие способности и задатки, способствует общему развитию детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»   

Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

                                                                                                                           Пабло Пикассо

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.            Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.                                                                                                                  Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

нетрадиционная техника рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка, облегчает адаптацию. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с детьми до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… 

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

    Рисовать  с использованием нетрадиционных техник  можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному».    

    Основные техники, используемые в этом возрасте:

  • - рисование пальчиками, ладошками;
  • - рисование ватными палочками;
  • - печатание картофелем;
  • - восковые мелки + акварель;
  • - оттиск смятой бумагой;
  • - рисование поролоном;
  • - оттиск пробкой;
  • - тычок жесткой (щетина) полусухой кистью.

Какова же роль нетрадиционного рисования? Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику, развивает творческие способности, расширяет представление об окружающем мире, проявляет индивидуальность, характер и темперамент ребёнка, прививает любовь к изобразительному искусству. В процессе изобразительной деятельности происходит развитие логического мышления, активизация речевого аппарата, расширение словарного запаса (что ещё можно нарисовать), развитие наглядно-образного мышления (как выглядит тот или иной предмет), в период дошкольного детства играя дети вслух проговаривают сюжет игры, реплики героев и прочие детали. Это помогает ребёнку более красочно и точно представить героев и сюжет. Творческий процесс рисования также сопровождается речью: дети вслух проговаривают детали, которыми хотят дополнить рисунок, выбирая цвет, форму, необходимые детали, рассуждают и делают выводы. В процессе использования нетрадиционных техник рисования вместо кисти или карандаша, для создания рисунков, дети используют собственные ладошки, пальцы, трафареты и печати. Рисование пальцами и ладошками увлекает детей с самого маленького возраста, а возможность создать картину прикасаясь собственными ладонями к краскам и полотном стимулирует познавательные интересы ребёнка и вдохновляет его к дальнейшему творчеству. Использование нетрадиционных техник создаёт атмосферу непринуждённости и способствует благоприятному отношению к творческой деятельности. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей используются различные техники и приёмы. В младшем дошкольном возрасте лучше всего начать с рисования пальчиками и ладонями (ребёнок опускает пальчики в гуашь наносит точки пятнышки на бумагу или раскрашивает ладони разными цветами красок для нанесения отпечатка на холст, дополняя заранее подготовленные трафарет, либо дорисовывая детали). Следующими этапами можно пользоваться дополнительными средствами: оттисками, печатями из ластика или пластилина, пробками и мятой бумагой, использовать метод кляксографии, нанося краски слоями и выдувая их трубочкой. В процессе такой деятельности дети получают большое количество положительных эмоций, как от самого рисования- так и от результата. С использованием нетрадиционных техник рисования детские рисунки получаются яркими, интересными и непохожими друг на друга. Начинают малыши с простых методик, постепенно рисунки становятся разнообразней, используются новые методики, повышается уровень мастерства, совмещаются несколько методик. В процессе такого творчества дети чувствуют себя раскованней, смелее, не стесняются проявлять фантазию, пробовать новые методики и фантазировать. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок получает возможность развивать речь, навыки самообслуживания, совершенство письма, развивать способности и мастерство в различных сферах деятельности. И. Кант писал: «Рука — вышедший на розу наружу мозг». Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Процессы отражаются в положении наших рук, мелких движениях, жестикуляции. Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: воображение, мышление, внимание, восприятие, память и речь. Учёные исследующие детский мозг отмечают влияние функции рук на стимулирование мозга. Подводя итог, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методик рисования эффективно развивает мелкую моторику рук, а также улучшает другие способности и задатки, способствует общему развитию детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

С детьми раннего возраста мы осваиваем технику рисования руками (пальчиками, ладонью, ребром, кулаком) и знакомимся с основами пластилинографии....

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль....

Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду. Виды нетрадиционных техник рисования для детей раннего возраста. Как влияет нетрадиционное рисо...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Все дети любят рисовать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Социальный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в процессе развития мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...