Влияние сказок на развитие речи дошкольников
статья

 

«Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение».

Дж. Родари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok_na_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказок на развитие речи дошкольников

«Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение».

Дж. Родари.

Мы живем в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог времени. Количество детей, имеющих проблемы в развитии речи постоянно растет. Отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Каковы же причины, влияющие на изменения в развитии речи?

Проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Планшет, телефон, телевизор и другие гаджеты всё чаще и чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети разучились общаться, связно и развернуто излагать свои рассуждения, просьбы. Поэтому работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста очень важна и актуальна.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В данное время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о правильном и гармоничном развитии ребёнка.

Лучший способ воспитания детей - это приобщения детей с раннего возраста к устному народному творчеству и особое место здесь занимают сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир, не только умом, но и сердцем. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всестороннеСказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка

буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом».

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним.

У ребенка с помощью сказки можно воспитать : волю, веру в себя, смелость, самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях, трудолюбие, настойчивость, оптимизм, веру в успех, увлеченность и другие качества личности.

Путешествия по сказкам, пробуждают в детях фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Таким образом, использование сказок в работе по развитию речи, позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со‏̣сто‏̣яние‏̣ про‏̣бле‏̣мы влияния сказки на эмо‏...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"

Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...

Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников".

Советы родителям, как знакомить детей с миром сказки....

Влияние сказок на развитие речи дошкольников

Влияние сказок на развитие речи дошкольников...

Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...