Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Сыроватская Елена Алексеевна

К.Д. Ушинским замечено, что у ребенка нет ничего, что он может отрицать. Ему требуется положительная пища, а прививать ему злобу, ненависть, отчаяние – это значит не иметь представлений о том, в чем человек нуждается в детском возрасте. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в любом образовательном учреждении должно составлять одну из главных задач.

 

 

Трудно переоценить значение дошкольного возраста в формировании личности человека. В этот период закладываются основы гражданского сознания, неотъемлемым элементом которого является и любовь к своей родине, готовность встать на ее защиту. Эти качества развиваются в том случае, если человек в полной мере осознает важность благополучия своей страны, его влияние на собственную жизнь.

Патриотические ценности являются основой самосознания настоящего гражданина. Наши соотечественники имеют множество оснований для гордости за свою страну, о которых ребёнок узнает в процессе воспитания.

Формирование патриотизма у дошкольника – непростая задача для педагога. Любовь к родине должна стать не просто набором навязанных извне суждений, содержания которых ребенок не понимает, а неотъемлемым качеством будущей личности. Человек должен осознавать свое единение со страной, краем, в котором он родился, с их историей, природой, успехами и неудачами, победами и поражениями.

При этом содержание патриотического воспитания отличается для разных возрастных категорий. Применительно к дошкольникам имеется в виду, прежде всего, развитие у него качеств и навыков, составляющих фундамент для его дальнейшей интеграции в общество и нахождения своего места в нем. К ним относятся взаимопомощь, сострадание и сочувствие, уважение к себе и другим, понимание своей неразрывной связи с миром и другими людьми.

В дошкольный период у ребенка уже начинает формироваться общественно значимая мотивация. От ее развития прямо зависит становление полноценной личности в более поздние периоды.

Любовь к своей родине формирует уже само нахождение ребенка среди членов своей семьи, близких, где он впервые слышит и учится понимать родной язык, узнает о культуре своего народа, его природе, традициях. Они играют определяющую роль в формировании самосознания, менталитета, способности отождествлять себя с определенной этнической общностью, государством.

Воспитание патриотизма у дошкольников следует рассматривать как взаимодействие со взрослыми, которое имеет своей задачей развитие у ребенка чувства любви к своей родине, осознания взаимосвязи со своим народом, понимания ценности ее истории и культуры, которые должны обеспечить стремление человека в будущем действовать на благо своей страны, содействовать личным участием ее благополучию и процветанию.

Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Говоря о целях патриотического воспитания, вполне можно выразить их в развитии таких качеств личности, как стремление помогать окружающим, совершать поступки, получающие позитивную общественную оценку, понимание личной ответственности не только за свою собственную жизнь, но и за благо всего народа и страны.

В числе задач такого воспитания необходимо отдельно сказать о следующих.

· Развитие у ребенка чувства необходимости, ценности своего народа и родного края, привязанности к общностям, которые формируют его личность (семья, детсад, город, народ).

· Развитие привязанности к народному культурному наследию и осознания себя его частью.

· Развитие привязанности к родной природе и осознания себя его частью.

· Формирование уважительного отношения к представителям своего народа и страны, осознания себя как носителя народных устоев, ценностей, традиций, мироощущения, не приемлющее при этом возможности ущемления иных народов и общностей, чувства превосходства над ними.

Проще понять, что из себя представляет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье, описав его содержательные элементы.

· Участие дошкольников в народных праздниках, их приобщение к культурным ценностям, литературе, народной музыке, национальным играм.

· Изучение истории собственной семьи, ее обычаев; знакомство с детьми и воспитателями в детсаде, участие в игровой деятельности со сверстниками, изучение обычаев народа, своего родного селения, их официальной символики и их происхождения, знакомство с известными деятелями народа, оставившими след в его истории.

· Участие в земледелии, посадка растений и забота о них.

· Участие в творческих и игровых мероприятиях, которые позволяют ребенку заботиться об окружающих, о природе. Они должны проводиться систематически и соответствовать возможностям дошкольного возраста.

Во всех организациях дошкольного образования патриотическое воспитание составляет важнейший элемент учебного процесса.

Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание осуществляется с помощью ряда методических инструментов, использование которых должно соответствовать дошкольному уровню развития.

· Беседа

Когда ребенок переходит в среднюю группу, воспитатель общается с ним на различные темы. При этом в силу возраста воспитанников они не могут дать полноценного эффекта в рамках индивидуального теоретического диалога. Дети гораздо лучше усваивают новое, если оно подается в игровой форме или применительно к конкретной ситуации.

· Изобразительная деятельность

Исследования психологов содержат убедительные выводы о том, что развитие мышления неразрывно связано с выполнением ребенком какой-либо практической работы. Лепка из пластилина, составление аппликаций, рисование на тему народного творчества – такие занятия позволяют детям гораздо лучше усвоить теоретический материал о своем народе.

· Праздники и мероприятия

Всевозможные праздники, как официальные, так и национальные, позволяют дошкольникам приобщиться к народной культуре и государственным ценностям. Дети разучивают песни, произведения фольклора, народные танцы и т.п.

· Экскурсии и прогулки

Очень эффективный способ закрепления пройденного материала. Могут организовываться походы, которые помогут детям закрепить знания о родной природе, научиться вести себя в ней. Всевозможные выставки, на которых демонстрируются изделия народного творчества, посещение музеев, в которых можно воочию посмотреть на исторические предметы и узнать о давно прошедших событиях.

Перед такими экскурсиями полезно будет рассказать детям о том, что они увидят, тогда у них при посещении соответствующего учреждения возникнет ассоциация, и материал усвоится гораздо лучше.

Эффективным является и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. К ним относится изучение литературы местных авторов (например, в Архангельской области все знают сказочников С. Писахова и Б. Шергина), местных ремесел (резьба по кости в том же Архангельске).

Все учебные мероприятия должны проводиться во взаимосвязи с родителями.

Как и практически в любой деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять тому, какой личный пример он подаёт детям. У них не выработано критическое мышление, поэтому то, что они видят и слышат от взрослых, убеждает их гораздо лучше, чем постоянные нравоучения. Педагог сам должен проявлять те свойства патриотизма, которые он пытается привить детям.

Актуальны и другие способы воспитания:

· Сравнение патриотических ценностей с конкретными предметами (например, страны с собственным домом).

· Разбор материала после его озвучивания педагогом.

· Наблюдение за деятельностью взрослых, их работой как в детском саду, так и вне его.

· Изучение фольклора (литература, подвижные и интеллектуальные игры, характерные для соответствующего народа). Отдельно внимание следует уделить патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью различных видов музыкальной деятельности.

· Проведение круглых столов с родителями, совместные мероприятия с родителями и детьми.

Необходимо использовать различные методики, их сочетания. например, во время похода можно рассказать детям об истории тех мест, которые они посещают, растениях, животных, встречающихся в этих краях. Дети имеют пониженную способность к сосредоточению и избыточную физическую активность. Одни и те же занятия наскучат им, дошкольники в этом случае хуже будут усваивать пройденный материал.

Особое место в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду занимает участие родителей. Каким бы квалифицированным и опытным ни был педагог, ему тяжело полностью заменить воспитание в семье. С родителями у ребенка устанавливается не только интеллектуальная, но и глубокая эмоциональная связь, он более восприимчив к их доводам. Это ресурс обязательно нужно использовать в образовательной деятельности.

При этом родители должны стать не просто помощниками, а полноценными участниками воспитательного процесса. Необходимо стремиться к их координированной, слаженной работе плечом к плечу с педагогами, при необходимости привлекать к этому процессу различные социальные структуры.

Еще раз напомним о важности личного примера, который подают как родители, так и педагоги. Трудно будет привить ребенку любовь к родине, если взрослые, окружающие его, критикуют свое государство, уничижительно высказываются о его роли в истории, показывают неуважение и безразличие к народному культурному наследию, рассказывают, что в других странах люди живут гораздо лучше, а в нашей стране ничего хорошего никогда не будет. Формируя у ребенка любовь к родине, чувство долга перед ней, воспитатели и родители, прежде всего, сами должны проявлять эту любовь.

В западной и восточной культуре есть важное отличие. В первой считается, что ребенок рождается добрым, а злым его делает общество. Во второй, напротив, представляют, что ребенок зол от рождения, а все доброе и благородное в него вкладывается воспитанием, его социальной средой. При диаметральной противоположности этих подходов они сходятся в одном – в неоспоримом влиянии на ребёнка его окружения, подаваемого ему взрослыми примера поведения. И к патриотическому воспитанию это относится в полной мере.

Патриотизм и любовь к своей семье роднят привязанность к истокам, ощущение безопасности. Поэтому воспитание у дошкольников чувства единства со своим народом неразрывно связано с развитием у них понимания единения с семьей и родным домом.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 1993; N4, 1993.

2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. — Шадринск: ШГПИ, 2004. — 83с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста

К.Д. Ушинским замечено, что у ребенка нет ничего, что он может отрицать. Ему требуется положительная пища, а прививать ему злобу, ненависть, отчаяние – это значит не иметь представлений о том, в чем человек нуждается в детском возрасте. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в любом образовательном учреждении должно составлять одну из главных задач.

Трудно переоценить значение дошкольного возраста в формировании личности человека. В этот период закладываются основы гражданского сознания, неотъемлемым элементом которого является и любовь к своей родине, готовность встать на ее защиту. Эти качества развиваются в том случае, если человек в полной мере осознает важность благополучия своей страны, его влияние на собственную жизнь.

Патриотические ценности являются основой самосознания настоящего гражданина. Наши соотечественники имеют множество оснований для гордости за свою страну, о которых ребёнок узнает в процессе воспитания.

Формирование патриотизма у дошкольника – непростая задача для педагога. Любовь к родине должна стать не просто набором навязанных извне суждений, содержания которых ребенок не понимает, а неотъемлемым качеством будущей личности. Человек должен осознавать свое единение со страной, краем, в котором он родился, с их историей, природой, успехами и неудачами, победами и поражениями.

При этом содержание патриотического воспитания отличается для разных возрастных категорий. Применительно к дошкольникам имеется в виду, прежде всего, развитие у него качеств и навыков, составляющих фундамент для его дальнейшей интеграции в общество и нахождения своего места в нем. К ним относятся взаимопомощь, сострадание и сочувствие, уважение к себе и другим, понимание своей неразрывной связи с миром и другими людьми.

В дошкольный период у ребенка уже начинает формироваться общественно значимая мотивация. От ее развития прямо зависит становление полноценной личности в более поздние периоды.

Любовь к своей родине формирует уже само нахождение ребенка среди членов своей семьи, близких, где он впервые слышит и учится понимать родной язык, узнает о культуре своего народа, его природе, традициях. Они играют определяющую роль в формировании самосознания, менталитета, способности отождествлять себя с определенной этнической общностью, государством.

Воспитание патриотизма у дошкольников следует рассматривать как взаимодействие со взрослыми, которое имеет своей задачей развитие у ребенка чувства любви к своей родине, осознания взаимосвязи со своим народом, понимания ценности ее истории и культуры, которые должны обеспечить стремление человека в будущем действовать на благо своей страны, содействовать личным участием ее благополучию и процветанию.

Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Говоря о целях патриотического воспитания, вполне можно выразить их в развитии таких качеств личности, как стремление помогать окружающим, совершать поступки, получающие позитивную общественную оценку, понимание личной ответственности не только за свою собственную жизнь, но и за благо всего народа и страны.

В числе задач такого воспитания необходимо отдельно сказать о следующих.

  • Развитие у ребенка чувства необходимости, ценности своего народа и родного края, привязанности к общностям, которые формируют его личность (семья, детсад, город, народ).
  • Развитие привязанности к народному культурному наследию и осознания себя его частью.
  • Развитие привязанности к родной природе и осознания себя его частью.
  • Формирование уважительного отношения к представителям своего народа и страны, осознания себя как носителя народных устоев, ценностей, традиций, мироощущения, не приемлющее при этом возможности ущемления иных народов и общностей, чувства превосходства над ними.

Проще понять, что из себя представляет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье, описав его содержательные элементы.

  • Участие дошкольников в народных праздниках, их приобщение к культурным ценностям, литературе, народной музыке, национальным играм.
  • Изучение истории собственной семьи, ее обычаев; знакомство с детьми и воспитателями в детсаде, участие в игровой деятельности со сверстниками, изучение обычаев народа, своего родного селения, их официальной символики и их происхождения, знакомство с известными деятелями народа, оставившими след в его истории.
  • Участие в земледелии, посадка растений и забота о них.
  • Участие в творческих и игровых мероприятиях, которые позволяют ребенку заботиться об окружающих, о природе. Они должны проводиться систематически и соответствовать возможностям дошкольного возраста.

Во всех организациях дошкольного образования патриотическое воспитание составляет важнейший элемент учебного процесса.

Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание осуществляется с помощью ряда методических инструментов, использование которых должно соответствовать дошкольному уровню развития.

  • Беседа

Когда ребенок переходит в среднюю группу, воспитатель общается с ним на различные темы. При этом в силу возраста воспитанников они не могут дать полноценного эффекта в рамках индивидуального теоретического диалога. Дети гораздо лучше усваивают новое, если оно подается в игровой форме или применительно к конкретной ситуации.

  • Изобразительная деятельность

Исследования психологов содержат убедительные выводы о том, что развитие мышления неразрывно связано с выполнением ребенком какой-либо практической работы. Лепка из пластилина, составление аппликаций, рисование на тему народного творчества – такие занятия позволяют детям гораздо лучше усвоить теоретический материал о своем народе.

  • Праздники и мероприятия

Всевозможные праздники, как официальные, так и национальные, позволяют дошкольникам приобщиться к народной культуре и государственным ценностям. Дети разучивают песни, произведения фольклора, народные танцы и т.п.

  • Экскурсии и прогулки

Очень эффективный способ закрепления пройденного материала. Могут организовываться походы, которые помогут детям закрепить знания о родной природе, научиться вести себя в ней. Всевозможные выставки, на которых демонстрируются изделия народного творчества, посещение музеев, в которых можно воочию посмотреть на исторические предметы и узнать о давно прошедших событиях.

Перед такими экскурсиями полезно будет рассказать детям о том, что они увидят, тогда у них при посещении соответствующего учреждения возникнет ассоциация, и материал усвоится гораздо лучше.

Эффективным является и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. К ним относится изучение литературы местных авторов (например, в Архангельской области все знают сказочников С. Писахова и Б. Шергина), местных ремесел (резьба по кости в том же Архангельске).

Все учебные мероприятия должны проводиться во взаимосвязи с родителями.

Как и практически в любой деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять тому, какой личный пример он подаёт детям. У них не выработано критическое мышление, поэтому то, что они видят и слышат от взрослых, убеждает их гораздо лучше, чем постоянные нравоучения. Педагог сам должен проявлять те свойства патриотизма, которые он пытается привить детям.

Актуальны и другие способы воспитания:

  • Сравнение патриотических ценностей с конкретными предметами (например, страны с собственным домом).
  • Разбор материала после его озвучивания педагогом.
  • Наблюдение за деятельностью взрослых, их работой как в детском саду, так и вне его.
  • Изучение фольклора (литература, подвижные и интеллектуальные игры, характерные для соответствующего народа). Отдельно внимание следует уделить патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью различных видов музыкальной деятельности.
  • Проведение круглых столов с родителями, совместные мероприятия с родителями и детьми.

Необходимо использовать различные методики, их сочетания. например, во время похода можно рассказать детям об истории тех мест, которые они посещают, растениях, животных, встречающихся в этих краях. Дети имеют пониженную способность к сосредоточению и избыточную физическую активность. Одни и те же занятия наскучат им, дошкольники в этом случае хуже будут усваивать пройденный материал.

Особое место в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду занимает участие родителей. Каким бы квалифицированным и опытным ни был педагог, ему тяжело полностью заменить воспитание в семье. С родителями у ребенка устанавливается не только интеллектуальная, но и глубокая эмоциональная связь, он более восприимчив к их доводам. Это ресурс обязательно нужно использовать в образовательной деятельности.

При этом родители должны стать не просто помощниками, а полноценными участниками воспитательного процесса. Необходимо стремиться к их координированной, слаженной работе плечом к плечу с педагогами, при необходимости привлекать к этому процессу различные социальные структуры.

Еще раз напомним о важности личного примера, который подают как родители, так и педагоги. Трудно будет привить ребенку любовь к родине, если взрослые, окружающие его, критикуют свое государство, уничижительно высказываются о его роли в истории, показывают неуважение и безразличие к народному культурному наследию, рассказывают, что в других странах люди живут гораздо лучше, а в нашей стране ничего хорошего никогда не будет. Формируя у ребенка любовь к родине, чувство долга перед ней, воспитатели и родители, прежде всего, сами должны проявлять эту любовь.

В западной и восточной культуре есть важное отличие. В первой считается, что ребенок рождается добрым, а злым его делает общество. Во второй, напротив, представляют, что ребенок зол от рождения, а все доброе и благородное в него вкладывается воспитанием, его социальной средой. При диаметральной противоположности этих подходов они сходятся в одном – в неоспоримом влиянии на ребёнка его окружения, подаваемого ему взрослыми примера поведения. И к патриотическому воспитанию это относится в полной мере.

Патриотизм и любовь к своей семье роднят привязанность к истокам, ощущение безопасности. Поэтому воспитание у дошкольников чувства единства со своим народом неразрывно связано с развитием у них понимания единения с семьей и родным домом.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 1993; N4, 1993.
  2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. — Шадринск: ШГПИ, 2004. — 83с.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...