Рекомендации для родителей по лексической теме "Водный транспорт"
учебно-методический материал (старшая группа)

Партина Вера Владимировна

В рекомендациях для родителей содержится материал по лексическим темам "Водный транспорт", "Воздушный транспорт" и "Наземный транспорт", которые можно использовать для расширения знаний и кругозора детей. Родители могут познакомить детей с историей развития водного транспорта, историей воздухоплавания, объяснить понятие сложных слов, закрепить умение разгадывать тематические загадки. Рекомендуется использовать стихотворения для заучивания наизусть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Мы продолжаем знакомить детей с различными видами транспорта. Лексическая тема этой недели -  «Водный транспорт».

Вместе с детьми мы проследим историю развития водного транспорта: от плота к лодке, затем к парусным кораблям, к гребным судам (галерам), от парохода к теплоходу, затем к судам на подводных крыльях и к подводным лодкам.

Дети узнают о том, что у разных народов формы лодок и вёсел были неодинаковыми, разными были и материалы, из которых они делались (выдолбленные стволы деревьев, стебли тростника). Со временем усложнялись конструкции кораблей и парусов. Первые корабли с паровыми двигателями появились всего 200 лет назад (в Англии, а затем в Америке). Теплоходы и подводные лодки на мазуте появились только в начале XX века, а суда на подводных крыльях - всего 50 лет назад в России.

Историки узнали, что первая в России подводная лодка была построена при Петре I крестьянином-самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве.

Наши предки выдалбливали середину ствола большого дерева, стесывали края и концы и делали челны. Ставили парус и получался маленький кораблик ладья. Если сделать многоярусные паруса, то получатся каравеллы, фрегаты, шхуны.

 Галера - военное судно, на котором используются и паруса, и весла. Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Заменив гребное колесо на гребной винт, человек поплыл по океанам на теплоходах.

Есть особые корабли, чтобы плавать во льдах, - ледоколы. Есть корабли-пожарники, корабли - подъемные краны, корабли - рыболовы, корабли - аэродромы, корабли - нефтяники, рудовозы, лесовозы.

Дети узнают о том, люди каких профессий трудятся на водном транспорте. Это кораблестроители, инженеры - конструкторы, рабочие - сварщики, сборщики на верфи.

Корабли ходят по рекам, морям и океанам, а на них плавают моряки: капитан, боцман, штурман, лоцман, радист, матросы, механики, юнги, на пассажирских пароходах - стюарды.

Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о различных видах водного транспорта, еще раз обсудить, какие корабли ходят по рекам, морям и океанам в наши дни.

Закрепляйте умение детей отгадывать загадки:

Паровоз без колес! Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел - прямо по морю пошел!        

                                                                           (Пароход)

Бьют о воду два крыла, чтобы лодочка плыла.

                                                                           (Весла)

Под водой она гуляет, нашу землю охраняет,

Выполняет наш наказ. У нее - зоркий глаз.

                                                                         (Подводная лодка)

На море, в реках и озерах я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей известен легкостью своей.

                        (Катер)

За плечами, в рюкзаке, спит, мечтая о реке.

На реке бока раздует и на волнах затанцует.

                                                                           (Надувная лодка)

И сам держится за дно и держит судно заодно.

             (Якорь)

Не спрашивая броду, смело лезу в воду.

На всякой глубине лишь по пояс мне.

                                                                         (Теплоход)

Можно координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, обогащать словарь и закреплять названия частей яхты:

Наш знакомый капитан                 Перечисляя название частей яхты, дети

Нас на яхте покатал.                      загибают и разгибают пальцы на руке.

Показал корму и мачты,

Днище яхты, нос, штурвал.

У штурвала мы стояли,                    «Крутят штурвал».

Волны носом разрезали.                  Соединяют ладони перед грудью, протягивают

                                                                  их вперёд, разводят руки в стороны и опускают

                                                                  вниз.

Чайки за кормой летали,                  Машут руками, опускают руки вниз.

Ветры парус надували.                     После произнесения текста делают вдох, не

                                                                  поднимая плеч, дуют (щёки не надуваются).



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Мы продолжаем знакомить детей с различными видами транспорта. Лексическая тема этой недели -  «Водный транспорт».

Дети познакомятся с еще одним видом транспорта - воздушным, узнают об истории воздухоплавания.

Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.

Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния (то есть не является транспортным средством).

А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Первые воздушные шары появились более 250 лет назад. Примерно через 100 лет появились и управляемые, наполненные легкими газами дирижабли («дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый»). Первые самолеты появились немного позже дирижаблей во Франции.

С детьми будут проведены беседы о «воздушных» профессиях: летчик или пилот самолета, пилот космического корабля, радист, штурман, который прокладывает курс самолета, инженер, стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолётостроители, техники.

Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о воздушном транспорте.

Вопросы к беседе:

  • Какие виды воздушного транспорта ты знаешь?
  • Знаешь ли ты какую-нибудь историю или сказку про полеты человека?
  • Кто первым поднялся на воздушном шаре?
  • Кто первым полетел в космос?
  • Кто первым побывал на Луне?
  • Какие ты знаешь сказочные летательные аппараты (ковер-самолет, ступа Бабы-Яги, Конек-Горбунок, зонтик Мери Попиннс и др.).

Предложите детям отгадать загадки:

Закричу, заурчу, винтом заверчу, в небеса улечу.

                                                                             (Вертолет)

Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется над лугами, отливает серебром.

                                                                                                (Самолет)

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост - и поднимется до звезд.

                                                                                                 (Ракета)

С виду это самолёт: крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет, но мотора не имеет.

                                                                             (Планер)

С целью развития мелкой моторики, обогащения словаря, закрепления обобщающего понятия и названий воздушного транспорта предлагаем разучить и проводить пальчиковую гимнастику:

«Воздушный транспорт»

Транспорт весь воздушный                  Дети поднимают руки перед собой вверх,

В воздух поднимается,                          а затем опускают вниз.

Перевозит груз, людей -      

Делом занимается.

Дирижабли, самолёты,                          Загибают пальцы на руке, перечисляя

Дельтапланы, вертолёты.                      названия воздушного транспорта.

А большой воздушный шар

Скорость ветра измерял.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Мы продолжаем знакомить детей и систематизировать их знания по лексической теме - «Наземный транспорт».

Дети узнают, что существуют различные виды транспорта - наземный, подземный, водный, воздушный.

Среди наземного транспорта различается городской транспорт и междугородний, автомобильный и железнодорожный, а среди автомобилей есть грузовые и легковые. На железнодорожном транспорте также есть пассажирские поезда для перевозки людей и товарные для перевозки грузов, есть даже специальные почтово-багажные поезда.

В городском транспорте мы рассмотрим отдельные его виды: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, такси, метро; грузовой транспорт; специальный транспорт - пожарные машины, машины «скорая помощь», машины полиции, уборочные машины.

Мы также вспомним правила поведения на улицах большого города: правила движения по улице, перехода проезжей части, правила поведения в транспорте.

Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о наземном транспорте.

Рекомендуемые вопросы к беседе:

  • Пожалуйста, вспомни правила поведения людей на улице города.
  • Расскажи о правилах перехода через проезжую часть улицы.
  • А теперь вспомни, какие машины ты встречал на своей улице? Опиши, как они выглядят.
  • Какие виды городского транспорта ты знаешь? Какие из них принадлежат к наземному транспорту?
  • А какие машины специального назначения ты встречал на своей улице? (Пожарная, «скорая помощь», полицейская, уборочные машины, машины «Продукты» и «Хлеб».)
  • Как ты думаешь, почему пожарная машина и машина «скорая помощь» не подчиняются обычным ПДД? Почему им разрешено проезжать даже на красный сигнал светофора?
  • Какие ты знаешь дорожные знаки, которым должен подчиняться любой водитель?

Разучите с детьми стихотворение Сергея Михалкова:

Скверная история

Движеньем полон город - бегут машины в ряд.

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете шагает напрямик?

А это мальчик Петя - хвастун и озорник.

Волнуются шоферы, во все гудки гудят,

Колеса и моторы остановить хотят.

Свернул водитель круто, вспотел, как никогда:

Еще одна минута - случилась бы беда.

И взрослые, и дети едва сдержали крик:

Чуть не убит был Петя - хвастун и озорник...

Загадки

Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином!

                                                                           (Автобус)

Я в любое время года и в любую непогоду

Очень часто, в час любой повезу вас под землей.      

                                                                           (Метро)                                                  Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками.

                                                                    (Троллейбус)

Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По стальным прямым дорожкам

Ходят красные дома.

                                                                         (Трамваи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "Транспорт"

Детям логопедичкской группы очень важны задания учителя - логопеда. Каждую неделю логопед даёт родителям задания по различным лексическим темам. Представляю Вашему вниманию задания по лексической теме...

Папка-передвижка для родителей по лексической теме "Транспорт" (старшая группа)

Готовый материал для родительского уголка по работе над лексической темой "Транспорт" в старшей группедетей с ОНР....

Рекомендации родителям по лексической теме "Транспорт"

Данные рекомендации предназначены для закрепления лексической темы "Транспорт" с детьми старшего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Наземный транспорт. ПДД"

Родителям рекомендуется понаблюдать на улице за  движением различного транспорта. Наземный транспорт - это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт".

Рекомендации по лексической теме "Транспорт"...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Рекомендации для родителей по лексической теме, дидактические упражнения, которые можно выполнять дома, по дороге в сад или на прогулке....