Каталог подвижных дворовых игр для детей младшего дошкольного возраста (играем летом)
картотека (младшая группа)

Колесникова Ирина Анатольевна
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog_podvizhnyh_igr.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог подвижных дворовых игр для

детей младшего

дошкольного возраста (играем летом)

Игры с предметами

Игры с мячом

«Съедобное - несъедобное» (массовая)

Цель: формировать у детей внимательность, ловкость, быстроту реакции.

Количество детей в игре: от 10 до 30 детей.

Ход игры: перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия:

«живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.

Количество повтора игры: по желанию детей.

«Я знаю пять имен» (массовая)

Цель: тренировать ребенка в набивании мяча, развивать координацию движений, ловкость, закреплять называние имен.

Количество детей в игре: от 10 до 30 детей.

Ход игры: первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик о землю (на манер ведения мяча в баскетболе), приговаривая:

—        Я знаю пять имен девочек. Аня - раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять.

Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с задачей, он переходит к следующей теме, заранее определенной, например:

- Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д.).

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику. Тот начинает сначала:

—        Я знаю пять имен девочек.

Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.

Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.

Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем.

Когда мяч сделает круг, возвращается к первому участнику, игра для него возобновляется с того места, где он прервался, и так происходит со всеми игроками.

«Найди мяч» (массовая)

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на обстоятельства.

Количество детей в игре: от 10 до 30 человек.

Ход игры: игроки становятся в круг, близко друг к другу, лицом в центр круга. Ведущий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается отгадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому участнику, он говорит: «Руки вверх!». После этих слов игрок должен сразу поднять руки вверх. Тот, у кого оказывается мяч, или кто, упустит его, становится ведущим.

«Играй, играй, мяч не теряй (массовая)

Цель: формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Количество детей в игре: от 3 до 40 человек.

Ход игры: дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала водящего все должны быстро поднять мяч вверх.

«Зевака» (массовая)

Цель: развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Количество детей в игре: от 3 до 40 человек.

Ход игры: дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – игру начни!», ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч, встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.

«Белочки – собачки» (массовая)

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, согласованность действий с коллективом детей.

Количество детей в игре: от 10 до 20 человек.

Ход игры: выбирается один игрок - "собачка" (считалочками либо голосованием). Далее все игроки становятся в круг, и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - поймать мяч (перехватить его на лету), для чего приходится изрядно потрудиться, много побегать и попрыгать. В итоге, когда "собачка" поймала мяч, она имеет право встать в круг к игрокам, а ее место занимает тот игрок, по чьей вине мяч был упущен (тот, кто "неправильно" его кинул или тот, кто не успел поймать).

Игры с обручем

«Раз, два, три, из обруча беги» (массовая)

Цель: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Количество детей в игре: от 5до 30 человек.

Ход игры: обручи раскладываются по кругу. Дети идут, перешагивая из обруча в обруч. По сигналу: «Раз, два, три, из обруча беги!» ребята разбегаются по площадке. После слов «Раз, два, три, в обруч беги!», дети бегут к обручам. В каждом обруче должен быть один ребенок. При повторении игры количество обручей можно уменьшить, но в конце — положить обручи по количеству детей.

«Кошки-мышки» (массовая)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту реакции.

Количество детей в игре:  от 5 до 30 детей.

Ход игры: на одной стороне двора или площадки в линию раскладывают обручи на небольшом расстоянии друг от друга — это «норки» для «мышек». На расстоянии 2—3 м от «норок» — линия, за ней живут «кошки». По сигналу: «мышки», «мышки» выбегают из норок, бегают по залу. «Кошки» в это время «спят». По сигналу: «кошки-мышки», «кошки» выбегают из-за линии и стараются поймать «мышек» (осалить рукой). А «мышки» бегут к норкам и запрыгивают в них. Затем дети меняются ролями.

«Кто быстрей пройдет по дорожке» (командная)

Цель: развивать навыки классификации предметов, умение согласовывать свои действия с речевыми функциями.

Количество команд: от 2 до 5.

Ход игры: дети делятся на команды. Командам дается задание, например «В обруч смело ты шагай, четко фрукты (страны, имена) называй». По сигналу дети начинают перешагивать из обруча в обруч и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше пройдет от линии старта).

«Перевези друзей» (командная)

Цель: развивать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, воспитывать в детях дух соревнования.

Количество команд: от 2 до 5.

Ход игры: дети выстраиваются у старта в колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с обручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращается к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обегают ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее всех перевезла своих друзей

«Справа-слева, впереди — в обруч точно попади» (массовая)

Цель: развивать умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, отбивать мяч о землю.

Количество детей в игре: 3-5 человек.

Ход игры: ребенок с мячом становится рядом с обручами разного цвета, лежащими на полу. Водящий даёт указание ребенку выполнить следующие задания:

—        Стукни 3 раза мячом в правый обруч.

—        Стукни 4 раза мячом в левый обруч.

—        Стукни мячом 2 раза перед собой и 4 раза в правый обруч.

—        Стукни мячом 3 раза в левый обруч и 4 раза перед собой.

Игры с различными предметами

«Заря-Зареница» (массовая)

Цель: развивать быстроту реакции, согласованность действий со сверстниками, ловкость.

Количество детей в игре: от 10 до 30 человек.

Ход игры: в центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:

Заря-Зареница – Красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, беги, как огонь!

На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее присмотрел), тот бросает конец своей ленты, и они бегут в разные стороны вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

«Удочка» (массовая)

Цель: развивает быстроту реакции, внимание, закреплять прыжки с высоким подниманием ног.

Количество детей в игре: от 10 до 30 человек.

Ход игры: все участники игры становятся в круг, а водящий – в середине круга со скакалкой (канатом) в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по земле, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать скакалку, а бывший водящий занимает его место. Пойманным игрок становится в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков. При другом варианте этой игры задевший верёвку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2- 3 последних игрока, которых не задела скакалка.

«Классики» (малая группа)

Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.

Количество играющих: 4-5 человек.

Ход игры: требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

«Горячая картошка» (массовая)

Цель: развивать    ловкость, быстроту реакции, умение бросать и ловить мяч, координацию движений, внимание.

Количество играющих: 10 – 30 человек.

Ход игры: все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга.

«Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место. Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся !!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

 

Игры со скакалкой, веревкой

Люлька» (малая группа)

Цель: развивать спортивные наклонности детей, умение высоко подпрыгивать, создавать ситуацию веселья и радости.

Количество играющих: 4 – 6 человек.

Ход игры: это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Прыгать разными способами - с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке.

Игры без предметов

«Чай-чай, выручай» (массовая)

Цель: развивать умения быстро бегать, уворачиваться, быстроту реакции, ловкость, взаимовыручку.

Количество играющих: от 4 до 15 человек.

Ход игры: из играющих выбирается «ловишка». Его задача пятнать убегающих игроков. Те дети, кого «осалил» «ловишка», вытягивают руки в стороны и кричат: «Чай, чай, выручай». Задача игроков: освободить того, кого запятнал ловишка, дотронувшись до руки «осаленного» и самому убежать от «ловишки». «Осаленному» нельзя сходить с места. «Ловишка» меняется через 3-5 минут.

«Вороны-воробьи» (командная)

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Количество команд: 2-4.

Ход игры: дети делятся на команды чертой. По одну сторону черты рисуются домики ворон, по другую – домики воробьев. Все свободно бегают по полю. Как только ведущий скажет «Воробьи», воробьи ловят ворон, которые не успели спрятаться в свои домики. Затем вороны ловят воробьев.

«Ловишки с приседанием» (массовая)

Цель: развивать физические качества (выносливость, силу, ловкость, быстроту реакции).

Количество играющих: 15 – 30 человек.

Ход игры: из игроков выбирается «ловишка». По сигналу: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются по площадке, а «ловишка» старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано трое детей, выбирают нового «ловишку». Игра может повторяться 3-4 раза.

 

«Раз, два, три, замри!» (массовая)

Цель: развивать вестибулярный аппарат, физические качества, координацию движений, умение выполнять действия по сигналу.

Количество играющих: 10-30 детей.

Ход игры: дети стоят в шеренге на противоположной стороне площадки. Водящий медленно поворачивается вокруг своей оси и проговаривает: «Раз, два, три, замри!». В это время дети двигаются по направлению к водящему шагом, прыжками, бегом. Но когда водящий совершил полный оборот и произнёс последнее слово, все должны замереть. Кто не смог остановиться, возвращается на исходную позицию. Кто подобрался к водящему и дотронулся до его плеча, становится водящим.

«Тише едешь, дальше будешь — стоп» (массовая)

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства, действовать в соответствии с текстом, соблюдать правила игры.

Количество играющих: 6-20 детей.

Ход игры: задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

«Море волнуется раз» (массовая)

Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность, координацию движений.

Количество играющих: 5-20 детей.

Ход игры:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится        водящим.

«Ручеек» (массовая)

Цель: развивать умение действовать согласованно, осуществлять непрерывность движения. Создать ситуацию радости.

Количество играющих: от 5 до 17 детей.

Описание игры: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару.

«Перетяжки» (командная)

Цель: воспитывать взаимоответственность, развивать силу и упорство, стремление к победе.

Количество команд: 2.

Ход игры: мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки наносится линия на расстоянии 5 метров, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону стараясь нарушить цепь, т. е перетянуть соперника за ранее обусловленную линию. Кто перетянет тот и выигрывает.

 

«Золотая рыбка»

Цель: развивать умение действовать согласованно в группе играющих, быстроту и ловкость.

Количество играющих: 10 и более.

Ход игры: перед игрой мелом обозначают границы «водоема». Жребием выбирают двух-трех детей, которые взявшись за руки, образуют сеть. Их задача поймать остальных игроков – рыбок.

Задача рыбок — не пересекать границы водоема, и не попасться в сети. Если «рыбка» все-таки попалась, она переходит к команде ловцов. Игра заканчивается тогда, когда будут пойманы все «рыбки».

 

«Солнышко»

Цель: Воспитывать доброжелательность по отношению к другим игрокам, сноровку, быстроту.

Количество играющих: от 10 до 30 человек

Ход игры: по считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

«Жучок»

Цель: воспитывать выдержку, умения удерживать мимические проявления.

Количество играющих: от 3 человек и более.

Ход игры: водящий стоит спиной к игрокам, кто-то из игроков шлепает его по спине, оборачиваясь, водящий видит вытянутые в его сторону руки, и должен угадать, кто его хлопнул, угадает - меняется местами с игроком.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Пчёлы» (командная)

Цель:        формировать        понимание        опасности        пчёл        в        природе.        Развивать физические качества, умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Количество команд: 2.

Ход игры: две равные команды: «пчёлы» и «цветы». «Пчелы» собираются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них. Поют:

Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки,

Серые, малые, крылышки алые.

По ветру летают, к цветам припадают,

Медок собирают, в колоду таскают.

Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. Поймавший говорит:

«Замри». Когда все пойманы, меняются ролями.

«Звонарь»

Цель:        развивать        слуховые        и        осязательные        умения        у детей,        умение ориентироваться по звуку.

Количество играющих: 10 и более человек.

Ход игры: одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят

«Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Здравствуй, лето"

Лето-пора отдыха. Народная мудрость гласит: «Человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу». И как бы ни были хороши прочие времена года, лето было и остае...

Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...

Консультация для родителей Роль подвижных игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для разностороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирования  личности каждого  ребенка. Установлено, что...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ДВОРОВЫХ ИГР: для детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены дворовые игры для детей старшего дошкольного возраста....