Консультация для родителей «Как развивать речь у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья»
консультация (старшая группа)

Раиса Насибовна Ахметова

Консультация для родителей по развитию речи у детей с Особыми Возможностями Здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Как развивать речь у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья»

         Понятие: «Дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной Медико - психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.          Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

         Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.

  

Методические подходы к развитию речи у детей с ОВЗ

Методика развития речи опирается не только лишь на общую психологическую теорию речи, но также и данные детской психологии, которая изучает особенности и закономерности речевого и психического развития детей на разных этапах детства, но так же и возможность овладения детьми разными формами и функциями речи. Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей». «Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер». Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и развивающую среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы. Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи:

1. Игры. Ролевые игры. Театрализованные игры – как средство развития речи;

2. Общение: подготовленное и неподготовленное. Общение по телефону. «Живое» общение с правилами, называемое этикетное. Общение через письма. Расширение круга знакомств;

3. Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность;

4. Чтение стихотворений, пение;

5. Организация экскурсий;

6. Труд: речевые и трудовые действия;

7. Развитие речи с использованием средства массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио);

8. Досуг. Развлечения и праздники как эффективная форма обучения речи.

         С чего же начать развитие ребенка с ОВЗ? Начинать данную работу необходимо с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается именно в выявлении трудностей и особенностей речевого развития самого ребенка. Педагог должен действовать именно по определенному алгоритму:

- изучает динамику и уровень речевого развития всех своих воспитанников;

- квалифицирует (с помощью специалистов либо самостоятельно) вид речевых недостатков, а также устанавливает возможные их причины;

- конструирует индивидуальные и групповые программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей и профилактической направленности.

         Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Огромное внимание педагоги должны уделять развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям. У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения. Перед началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:

1) Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.

2) Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.

3) Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.

Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья.

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Заключение

 В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы образования детей с особыми возможностями здоровья, создание необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В процессе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.   

Список литературы

1) Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 110 с.

2) Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2006. - 163 с.

3) Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2010. - 114 с.

4) Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с

5) Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над просодической стороной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные виды дыхательных упражнений как основа четкой и выразительной речи....

Роль учителя-дефектолога в формировании звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены основные методы и приемы работы учителя-дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Связная речь это самая сложная единица речи. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации. Но традиционные методы не не ведут к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....