Опыт работы по теме "Электронный конструктор в развитии инженерного мышления у дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Раева Анастасия Александровна

Современное образование  диктует новые  требования и ставит перед  педагогами задачи  поиска наиболее оптимальных  систем обучения и воспитания. Инновационные технологии стали неотъемлемой  частью  современного  общества, а в жизни ребенка  является источником  формирования  его способностей. Желание узнать и понять почему  движется или работает тот или иной технический объект, пробуждает у детей любознательность, творческие  способности и стремление  сделать это своими руками. Детям нравиться  узнавать что –то новое, поэтому я выбрала интересную тему: « Электронный  конструктор в развитии инженерного мышления у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx76.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ   САД №6    «КОЛОКОЛЬЧИК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО   ВИДА   ГОРОДА  ФУРМАНОВАhttps://teacher-of-russia.ru/pic/logo_pelik_3.jpg

                     

Участница муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального    мастерства «Педагог года -2023»

воспитатель                                                              

РАЕВА   АНАСТАСИЯ  АЛЕКСАНДРОВНА

г. фурманов

Скажи  мне  - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Дай мне сделать - и я пойму.

Конфуций

Актуальность.

Современное образование  диктует новые  требования и ставит перед  педагогами задачи  поиска наиболее оптимальных  систем обучения и воспитания. Инновационные технологии стали неотъемлемой  частью  современного  общества, а в жизни ребенка  является источником  формирования  его способностей. Желание узнать и понять почему  движется или работает тот или иной технический объект, пробуждает у детей любознательность, творческие  способности и стремление  сделать это своими руками. Детям нравиться  узнавать что –то новое, поэтому я выбрала интересную тему: « Электронный  конструктор в развитии инженерного мышления у дошкольников».

    С рождения ребёнок одержим жаждой познания: мама, папа, мир вокруг, цвета и предметы. С любопытством и восхищением он тянет незнакомый предмет в рот, дабы как следуют разузнать, что это. Удовлетворив свой интерес, он, как настоящий испытатель, продолжает вновь и вновь исследовать незнакомый доселе мир.

   Желание понять этот мир, разобрать его на шестеренки, подобно маминому будильнику, навсегда заложено в нём самой природой. С течением жизни, взрослея, ребенку становятся интересны всё более сложные вещи, которые он, с помощью взрослого, учится использовать. Значимый взрослый рядом всегда окажет поддержку, ведя его за руки в мир удивительных вещей.

   С самого детства мальчишек и девчонок тянет к проводам и инструментам. Любимое дело - исследовать содержимое папиной коробочки с гвоздями или научиться включать электроприборы в розетку. Родители на эти попытки, скорее всего, скажут: «Нет!» И я понимаю их в желании защитить ребёнка. Электричество - не игрушка, особенно для маленьких людей.  Но как быть с познанием мира и расширением кругозора ребёнка? Дети жадно тянутся к новым неизведанным областям знаний. Наша педагогическая и родительская задача-всеми силами поддержать интерес ребёнка, а не пытаться заглушить его постоянными запретами.

   В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

    Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника.

Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

     Конструирование - это не только увлекательный, но и полезный вид деятельности. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.

В своей работе я использую электронный конструктор «Знаток». Он рекомендован детям и взрослым от 5 до 95 лет.

   Целью данной работы является развитие у дошкольников  инженерного

мышления и творческих способностей, через использование электронного конструктора «Знаток».

   Основные задачи использования в образовательной  деятельности конструктора «Знаток»:

  • развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
  • учиться четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - ознакомление с окружающей действительностью;
  • развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность;
  • развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
  • учиться применять полученные знания и умения в практической деятельности;
  • уметь действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

    С помощью конструктора «Знаток» можно собрать от 180 до 999 электронных схем. Все действия с конструктором просты и понятны.

Электрические схемы собираются без пайки на специальной пластмассовой плате. Все детали легко соединяются друг с другом и при этом защёлкиваются как кнопки. Внимание ребёнка не успеет переключиться на другие занятия, потому что результат при правильной сборке деталей будет мгновенным. Не лишним будет помощь педагога, который объяснит, почему загорается лампочка или как работает радио.

   Пытаясь сконструировать начальные схемы электронного конструктора «Знаток», ребёнок  учится управлять светом. При выполнении простейших задач будет загораться или гаснуть лампочка, включаться или выключаться вентилятор. Ребёнок будет уметь подключать к схеме лампочку и вентилятор разными способами: последовательно или параллельно. На следующем этапе возможно подключить тестер электропроводности.

     Это прибор, с помощью которого можно выяснить какие предметы проводят ток, а какие нет. Ребенок превращается в настоящего экспериментатора, исследуя окружающий его мир.

Так же он узнает, что, например, алюминиевая ложка и стальной нож являются проводниками тока, а пластмассовый или деревянный кубик нет.

    Работа с конструктором «Знаток» ведётся по принципу «от простого к сложному». Самые простые схемы-электрические. Они позволяют ребёнку наглядно понять, как течёт ток по проводам. Такие схему состоят из батарейки, выключателей и приборов, по которым видно, что в цепи идёт ток: лампочка, электрический мотор, светодиод, динамики и тд.

    Двигаясь дальше, ребенок научится изменять яркость лампочки и регулировать скорость вращения вентилятора. Его обязательно заинтересует опыт с летающим пропеллером.

Позднее, освоив простейшие опыты с конструктором, при правильном соединении всех деталей раздастся звук дверного звонка. Сначала ребёнок научится управлять звонком вручную. Затем в других схемах звонок будет звенеть при помощи магнита, света, воды, постороннего звука (хлопка в ладоши) или электромотора.

    Ребёнок, в ходе работы с электронным конструктором под руководством педагога, познакомится с принципами работы простейших электронных устройств. Данные знания не только будут полезны в жизни, но и сформируют интерес к получению новых знаний эмпирическим путем, создаст канву для желания дальнейших исследований, так как конструктор "Знаток» предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Дошкольнику   будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.

     Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков ребёнка, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи. Недаром говорят: «Детский ум находится на кончиках пальцев».

По данному направлению мною разработано тематическое  планирование для детей старшей, подготовительной групп. Продумана структура непрерывной образовательной  деятельности  с использованием    электронного конструктора, элементов  наноинженерии.

Результаты  мониторинга по данному направлению  показывают  положительную динамику.

Список литературы

1. Бахментьев А.А. Электронный        конструктор «ЗНАТОК». Книги 1, 2. - М., 2004 г.

 2 . Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. - М.: Просвещение,1984

 3. Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Играем и учимся» (118 схем)».

4. Руководство  пользователя «Электронный конструктор «Знаток».  Альтернативная энергия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?

В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....

Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников....

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов переда...

Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"

Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"...

Консультация: "LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников".

Лего- конструирование для дошкольников способствует техническому творчеству, представляет возможность творческой самореализации посредством овладения....