«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»
консультация

Екатерина Геннадьевна Никифорова

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад к педсовету19.01 КБ
Office presentation icon презентация1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому направлению развития детей № 15 «Сказка»

Доклад по теме:

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития
инженерного мышления у дошкольников»

Составила воспитатель: Никифорова Е.Г.

Г.о. Подольск, мкр. Климовск
2020г.

(Слайд 2)Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие инженерного мышления у дошкольников: «Логико-Малыш», «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», «игры Никитина».

Рассмотрим каждую игру отдельно.

(Слайд 3)Пособие «Логико-Малыш» - это универсальный дидактический материал, сочетающий высокий уровень разработок отечественной педагогической школы и европейское качество изготовления. Принцип, на котором построено пособие, - это один контрольный прибор (планшет) и множество комплектов карточек по основным направлениям развития ребёнка-дошкольника.

(Слайд 4)Комплекты карточек выпускаются для возрастов от 3 до 7 лет и сохраняют последовательность в изложении материала Использовать планшет «Логико-Малыш» можно, как при групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе.. «Наборы карточек «Логико- Малыш» - это и учебник, и игра, и способ организации коллективной деятельности, и вариант проведения досуга дома или в саду, и пособие для фронтальной и индивидуальной работы, и стимулятор для развития мышления, речи, и энциклопедия знаний». (Е.Ю. Протасова, доктор пед. наук, профессор)

(Слайд 5)Ребёнок вставляет карточку в планшет. На поставленный вопрос он отвечает, передвигая и фиксируя фишку напротив выбранного ответа.

(Слайд 6)Проверить правильность ответов ребёнок может самостоятельно (даже не умея читать), перевернув карточку и сравнив цвет фишек на карточке и планшете.

(Слайд 7)Для работы с планшетом выпускаются комплекты карточек. В каждом комплекте 8 двусторонних карточек.

(Слайд 8)Примеры карточек из разных наборов.

(Слайд 9)Каждый комплект карточек кроме основной темы решает одновременно целый комплекс развивающих задач: активизирует внимание и память ребёнка; развивает мелкую моторику, восприятие, логическое мышление; увеличивает словарный запас.

(Слайд 10)Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

(Слайд 11)Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

        Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером

•        Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. •        Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

•        Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

•        Развития творческих способностей.

(Слайд 12)Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

(Слайд 13)Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).

(Слайд 14,15) Возможные варианты игр с блоками Дьеныша.

(Слайд 16)Г1алочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия.

(Слайд 17) Палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

•        Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету).

•        Познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов).

•        Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда

•        Освоение прямого и обратного счета.

•        Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).

(Слайд 18)» Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)

•        Познакомить со свойствами геометрических фигур.

•        Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

•        Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

(Слайд 19)Возможные схемы игр.

С помощью цветных палочек детей также легко научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

(Слайд 20) «Интеллектуальные развивающие игры Никитина» основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей, были заложены в начале 70-х годов в семье педагогов из подмосковного поселка Болшево Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных. Дети Никитиных поражали соседей своим здоровьем и развитостью. Никитины главной задачей родителей считали научить детей всему как можно раньше, с опережением общепринятых сроков развития.

(Слайд 21)Три главных условия, необходимых для раннего гармоничного развития детей, по мнению Никитиных, это:

•        полная свобода творчества,

•        максимальная физическая активность с закаливанием

•        заинтересованность родителей успехами детей при отсутствии давления и руководства.

(Слайд 22)Никитины разработали множество развивающих игр для разного возраста. Помощь взрослого необходима только в самом начале, когда нужно вовлечь ребенка в игру - с помощью сказки или подражания старшим. Заинтересовавшись процессом игры , ребенок начинает проявлять свою инициативу и фантазию, играя уже самостоятельно и принимая собственные решения.

(Слайд 23)Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают следующими особенностями:

•        Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу

деятельности, которая ему более близка.

•        Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.

•        Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.

•        Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.

•        (Слайд 24) Решение задания - вещь, которую можно потрогать и

увидеть (рисунок, узор, сооружение).

•        Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.

•        Двигаться от простого к сложному.

•        Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

(Слайд 25) Возможные варианты игр.

(Слайд 26)Таким образом, в результате использования этих игр у детей:

1.        Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2.        Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3.        Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели. 4.        Расширяется        познание        окружающего

мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5.        Игры хорошо действуют на развитие моторики детей.

6.        Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь.

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным

(Слайд 27)Игры для детей и вместе с детьми - это очень хорошо, но важно, чтобы мы - взрослые - чувствовали необходимость не столько учить детей, сколько постоянно учиться и изменяться самим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей № 15 «Сказка» Доклад по теме: «Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников» Составила воспитатель: Никифорова Е.Г. Г.о. Подольск, мкр. Климовск 2020г.

Слайд 2

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра . Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Слайд 3

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми .

Слайд 4

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие инженерного мышления у дошкольников: «Логико-Малыш» «блоки Дьеныша» «палочки Кюизенера» «игры Никитина»

Слайд 5

Пособие «Логико-Малыш» Универсальный дидактический материал, сочетающий высокий уровень разработок отечественной педагогической школы и европейское качество изготовления. Один контрольный прибор (планшет) и множество комплектов карточек по основным направлениям развития ребёнка-дошкольника.

Слайд 6

Комплекты карточек выпускаются для возрастов от 3 до 7 лет и сохраняют последовательность в изложении материала.

Слайд 7

Ребёнок вставляет карточку в планшет. На поставленный вопрос он отвечает, передвигая и фиксируя фишку напротив выбранного ответа.

Слайд 8

Проверить правильность ответов ребёнок может самостоятельно (даже не умея читать), перевернув карточку и сравнив цвет фишек на карточке и планшете.

Слайд 9

Для работы с планшетом выпускаются комплекты карточек. В каждом комплекте 8 двусторонних карточек.

Слайд 10

Примеры карт из разных наборов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников».

Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в р...

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников....

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...