игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников
консультация (старшая группа)

Как игры влияют на развитие инженерного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие инженерного мышления у дошкольников: «Логико-Малыш», «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», «игры Никитина».

Рассмотрим каждую игру отдельно. Пособие «Логико-Малыш» - это универсальный дидактический материал, сочетающий высокий уровень разработок отечественной педагогической школы и европейское качество изготовления. Принцип, на котором построено пособие, - это один контрольный прибор (планшет) и множество комплектов карточек по основным направлениям развития ребёнка-дошкольника.

Комплекты карточек выпускаются для возрастов от 3 до 7 лет и сохраняют последовательность в изложении материала. Использовать планшет «Логико-Малыш» можно, как при групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе. «Наборы карточек «Логико-Малыш» - это и учебник, и игра, и способ организации коллективной деятельности, и вариант проведения досуга дома или в саду, и пособие для групповой и индивидуальной работы, и стимулятор для развития мышления, речи, и энциклопедия знаний». (Е.Ю. Протасова, доктор пед. наук, профессор)

Ребёнок вставляет карточку в планшет. На поставленный вопрос он отвечает, передвигая и фиксируя фишку напротив выбранного ответа.

Проверить правильность ответов ребёнок может самостоятельно (даже не умея читать), перевернув карточку и сравнив цвет фишек на карточке и планшете.

Для работы с планшетом выпускаются комплекты карточек. В каждом комплекте 8 двусторонних карточек.

Каждый комплект карточек кроме основной темы решает одновременно целый комплекс развивающих задач: активизирует внимание и память ребёнка; развивает мелкую моторику, восприятие, логическое мышление; увеличивает словарный запас.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Логические блоки использую как игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста не только в ходе образовательной, но и в совместной и самостоятельной деятельности. Это позволяет в игровой форме:

Ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.

Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения, а также творческие способности.

Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).

Возможные варианты игр с блоками Дьеныша.

Дидактическая игра «Второй ряд» Детям нужно построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем» Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались внутри обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Заселим в домики» Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки использую в работе с детьми, как многофункциональное пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия.

Палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету).

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов).

Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда

Освоение прямого и обратного счета.

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).

Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)

Познакомить со свойствами геометрических фигур.

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

На начальном этапе (ознакомительном) я предлагала детям познакомиться с набором палочек: рассматривали вместе с детьми, из чего они состоят. Предлагали выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди синюю, красную и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т.д.

В ходе свободной деятельности и игры внимание детей обращала на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.

Вначале палочки использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако, уже во время первых игр с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

На этом этапе мы проводили такие игры: «Найди такую же», «Строим дорожки», «Коврик для кошечки», «Построим забор», «Построение лестниц», «Знакомство с понятием «один – много», «Знакомство с понятием справа – слева, верх – низ».

В ходе свободной деятельности мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров.

Второй этап работы с палочками Кьюизенера.

По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кьюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных мною (воспитателем); проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.

Третий этап работы с палочками Кюизнера.

Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению. Каждая задача, встающая перед ребёнком – это проблема, которую он решает через деятельность, получая огромное чувство удовлетворения от причастности к маленькому открытию, которое он сделал самостоятельно.

С детьми проводили игру «Зоопарк», в процессе которой устанавливали отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивали вольеры для того или иного питомца (обезьяны, жирафа, крокодила). И убедились в том, что клетки получаются не только разной высоты, но и разного размера.

Многие игры и упражнения со счетными палочками носят проблемно-практический характер: хватит ли палочек для домика мышки? Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включают в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины.

Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения. Играя, взаимодействуя с палочками Кюизенера наши воспитанники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

«Интеллектуальные развивающие игры Никитина» основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей, были заложены в начале 70-х годов в семье педагогов из подмосковного поселка Болшево Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных. Дети Никитиных поражали соседей своим здоровьем и развитостью. Никитины главной задачей родителей считали научить детей всему как можно раньше, с опережением общепринятых сроков развития.

Три главных условия, необходимых для раннего гармоничного развития детей, по мнению Никитиных, это:

полная свобода творчества,

максимальная физическая активность с закаливанием

заинтересованность родителей успехами детей при отсутствии давления и руководства.

Никитины разработали множество развивающих игр для разного возраста. Помощь взрослого необходима только в самом начале, когда нужно вовлечь ребенка в игру - с помощью сказки или подражания старшим. Заинтересовавшись процессом игры, ребенок начинает проявлять свою инициативу и фантазию, играя уже самостоятельно и принимая собственные решения.

Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают следующими особенностями:

Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.

Игры должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.

Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.

Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.

Решение задания - вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).

Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.

Двигаться от простого к сложному.

Участие взрослых в играх с детьми. Мы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Таким образом, в результате использования этих игр у детей:

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Игры хорошо действуют на развитие моторики детей.

6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь.

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным

Игры для детей и вместе с детьми - это очень хорошо, но важно, чтобы мы - взрослые - чувствовали необходимость не столько учить детей, сколько постоянно учиться и изменяться самим.

Просмотрено: 100%

Скачать материал "Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"

Как учитель может зарабатывать на Инфоуроке?

Рабочие листы к Вашему уроку:

  • Буква


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников».

Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в р...

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников....

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов переда...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...