Мастер-класс Тема «Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников».
методическая разработка по обж на тему

Ломакина Елена Валерьевна

Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в различных опасных ситуациях в природе. Это снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность. Следует формировать у детей ответственное отношение к природе, объясняя при этом, что нельзя забывать об опасностях, связанных с различными ее объектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_ekologii.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №30 «Дельфинёнок» г.Павлово.

Мастер-класс

Тема «Игровые технологии в формировании

предпосылок экологического сознания дошкольников».

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Ломакина Е.В.

2017год.

Тема: Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников.

Цель: Представить педагогам материалы организации работы по использованию игровых технологий в формировании экологического сознания дошкольников.

Задачи:

- Раскрыть перед педагогами специфику игровых технологий, роль игровых технологий в формировании экологического сознания дошкольников.

- Совершенствовать знания педагогов в системе работы с детьми по освоению основных правил безопасного поведения в мире природы: видеть опасность, по возможности избегать ее, не теряться, уметь действовать по необходимости.

Этапы мастер-

класса

Содержание

Введение в проблему

Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в различных опасных ситуациях в природе. Это снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность. Следует формировать у детей ответственное отношение к природе, объясняя при этом, что нельзя забывать об опасностях, связанных с различными ее объектами.

Как же доступно и интересно преподнести детям этот достаточно сложный материал?

Способы безопасного поведения, оказание помощи самому себе и другому, правила поведения в стандартных опасных ситуациях, ребенок должен усвоить через ведущую деятельность, т.е. через игру.

Авторский подход к разрешению проблемы

Когда дети знакомятся с какими- то правилами или способами поведения можно использовать приход персонажа. Например, воспитатель вносит игрушку, которая плачет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, белочка плачет. Что случилось, белочка?

Белочка: Живот, болит. Съела в лесу гриб, вот живот и разболелся.

Воспитатель: если заболел живот, значит, ты белка, несъедобный гриб съела. Ты перепутала грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте, ребята научим белочку отличать съедобные грибы от несъедобных. Съедобные- это грибы которые можно есть, а несъедобные- это ядовитые грибы, их нельзя принимать в пищу. Ребята, а как вы думаете где растут грибы? (Ответы детей.) Давайте вместе пойдем в лес и научим нашу белочку отличать съедобные грибы от несъедобных. Что возьмем с собой в лес?

Для закрепления знаний полезно использовать игры с мячом по типу «Съедобное- несъедобное» (вызов трех- четырех педагогов, демонстрация игры).

Игра «Можно- нельзя» (с движениями, с мячом).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)
  • Сажать больше деревьев (можно)
  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
  • Ходить только по тропинкам (можно)
  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)
  • Любоваться ими (можно)
  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)
  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)
  • Разжигать костры в лесу (нельзя)
  • Беречь лес от пожара (можно)
  • В лесу шуметь (нельзя)

Предоставление педагогам дидактических игр:

«Съедобный грибок полезай в кузовок» 2 младшая группа.

Цель: формировать умение различать некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Предварительная работа: беседа о съедобных и несъедобных грибах, рассматривание иллюстраций.

Материал: корзинка, картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры:

Перед игрой педагог напоминает детям о том, какие грибы считаются съедобными, а какие ядовитыми.

Педагог кладет на стол корзинку, играющие должны положить съедобные грибы  в корзинку.

«Берегись насекомых» средняя группа.

Цель: Формировать у детей знания о некоторых насекомых, местах их обитания и правила поведения при встрече с ними.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: комар, пчела, оса, муравей.

Материал: картинки «Насекомые»

Ход игры:

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

Дети отгадайте загадки:

1)Лети, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Судит и укусит.

2)Модница крылатая, Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит, будет плохо.

3)Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Нектар собирает.

4)Я работаю в артели,

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно.

Каких насекомых вы еще знаете?

Скажите, ребята, если около вас летает оса или пчела, как нужно себя вести?

Что нужно делать, чтобы защититься от комаров?

Как вы себя поведете, встретив на пути муравья?

Комар.

Оса.

Пчела.

Муравей.

Бабочка,  кузнечик, т.д.

Надо быть спокойными, не махать руками, перейти в другое место.

Надо использовать мази, которые отпугивают насекомых.

Надо понаблюдать за муравьем и не трогать его. Если не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

 Вариант 2. Игра «Кто где живет»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания животных, другие- с изображением насекомых.

По сигналу «в дома», каждое насекомое  должно «залететь» в свой «дом».

Игра «Береги живое» старшая группа.

Цель: Формировать у детей знания о правилах поведения в ситуациях, которые могут встретиться им на улице, на воде, в лесу.

Предварительная работа: беседа о прогулках на улице, на воде, в лесу; рассматривание иллюстраций.

Материал: Картинки с изображением ситуаций, которые могут встретиться на улице, на воде, в лесу.

Ход игры:

Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, почему это нельзя делать и к чему это приводит. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

«Как избежать неприятностей на воде и на природе» старшая группа.

Цель: Формировать знания детей о правилах поведения на воде и на природе.

Предварительная работа: беседа с детьми о правилах поведения на воде и на природе.

Материал: Разрезные картинки с ситуациями.

Ход игры:

Педагог предлагает собрать картинку из нескольких частей по образцу.

Затем дети рассказывают, какая ситуация изображена и как ее избежать.

Игра «Чрезвычайные ситуации на прогулке» подготовительная группа.

Цель: Помочь детям при помощи игры не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться на прогулке, в лесу и на реке.

Предварительная работа: беседа о правильном поведении в лесу и на реке.

Материал: игровое поле, фишки, кубик, картинки с рисунками.

  • Имитационная игра: воспитатель мастер- класс показывает фрагмент игр, с использованием наглядного материала.

Рефлексия (самоанализ)

  • Краткое заключение педагога.
  • Упражнения на рефлексию «Ваши впечатления»: педагоги высказывают свои впечатления о мастер- классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....

Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»

Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....

Формирование предпосылок экологического сознания дошкольников.

Экология-наука,исследующая среду обитания живых существ,отношения между ними и законы функцмонирования экосистем....

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии в логопедической работе»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии в логопедической работе»...