«Адаптация ребенка к школе по Выготскому Льву Семеновичу»
статья (подготовительная группа)

Кудрявцева Елена Григорьевна

Каждый год, школа принимает новых первоклассников. В жизни ребенка наступает сложный и важный этап – адаптация. У него новая социальная роль, новый уклад жизни, новый вид ведущей деятельности – учебная (до этого игровая), изменение окружения. В основном дети приходят с детских садов, где они привыкли к определенному режиму (прогулки, дневной сон). Приходя в школу, ребенок сталкивается со строгой организацией учебного дня. Первокласснику нужно выполнять школьные правила, требования, контролировать свои действия, учиться дисциплине, у него появляются новые обязанности. Ему также приходится выстраивать новые отношения с учителем и с одноклассниками. В этот период жизни ребенку необходима помощь, терпение со стороны взрослых, окружающих его: родителей, родственников, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация дошкольников к школе25.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

  «Адаптация ребенка к школе по Выготскому Льву Семеновичу».

Каждый год, школа принимает новых первоклассников. В жизни ребенка наступает сложный и важный этап – адаптация. У него новая социальная роль, новый уклад жизни, новый вид ведущей деятельности – учебная (до этого игрвая), изменение окружения. В основном дети приходят с детских садов, где они привыкли к определенному режиму (прогулки, дневной сон). Приходя в школу, ребенок сталкивается со строгой организацией учебного дня. Первокласснику нужно выполнять школьные правила, требования, контролировать свои действия, учиться дисциплине, у него появляются новые обязанности. Ему также приходится выстраивать новые отношения с учителем и с одноклассниками. В этот период жизни ребенку необходима помощь, терпение со стороны взрослых, окружающих его: родителей, родственников, педагогов.

Как ребенок привыкает к школе

Адаптация первоклассника к школе — серьезный процесс, к которому родители нередко относятся без должного внимания. Чаще всего взрослые просто ставят ребенка перед фактом, не осознавая, что у него есть страхи, непонимание и стресс.

Многие психологи и ученые, педагоги, физиологи и медики занимались и занимаются вопросом адаптации ребенка к школе. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких. Но лично мне ближе всего отзывается то, что говорил Выгосткий Льв Семенович.

Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе приходится на возрастной кризис семи лет. Л. С. Выготский представил динамику перехода от одного возраста к другому, где выделил, что школьная жизнь начинается возрастным кризисом. В этот период происходит существенное преобразование психологического образа ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением. 

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в период кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не такими понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Таким образом, ребенок вступает в свой новый жизненный этап. В значительной степени легче проходят адаптацию к школе дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывается дома, чаще наблюдается двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками.

Длительность адаптационного периода, индивидуальна для каждого ребенка. Зависит это от подготовленности ребенка: интеллектуальной, психо -эмоциональной, физиологической (здоровье, физическое развитие).

Одни дети очень быстро осваиваются в новом коллективе. Они без особых усилий заводят друзей, выполняют новые обязанности, с удовольствием учатся, готовы ко всему новому.  У других детей адаптационный период затягивается, им очень сложно сосредотачивать внимание на уроках, каждая новая обязанность вызывает у них отторжение. Такие дети не умеют правильно реагировать на замечания учителя, сложно находят контакт с одноклассниками.

Слайд 8

Выготский Лев Семенович сделал несколько важных открытий, которые важно учитывать при адаптации ребенка к школе и при проведении занятий.

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать — ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого. 

Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого. 

Например, ребёнок уже понимает буквы — в таком случае зоной ближайшего развития для него будет умение составлять слова. Чтобы научиться этому, ребёнку потребуется помощь взрослого, но затем он сможет перейти к развитию следующего навыка — составлять из слов предложения.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей (то есть мотивации) и готовности окружения ему помогать. Задача педагога — определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.  

В рамках школы это бывает сложно, так как ребенок в классе не один. Первоклассников много, нужно уделить время каждому, определить зону ближайшего развития каждого, в это же время нужно следовать программе. Но это не невозможно, нужно постараться это сделать.  

Действие в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — всё это возникает в игре и ставит её на высший уровень развития.
                                                                                                 Лев Выготский

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру. 

При переходе ребенка из детского сада в первый класс важно оставить что-то родное и привычное для него, добавив в учебные занятия элемент игры.

Выготский утверждал, что личность — это не врождённое, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Он выделял две линии развития:

  • Первая — саморазвитие: оно происходит естественным путём по мере созревания физиологии и психики. 
  • Вторая — овладение культурой: языком, системой счисления, нормами поведения и морали.

Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребёнок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью. 

Ребёнок учится чему-то у каждого человека из своего окружения, и не всегда сознательно. Поэтому очень важно, как в семье общаются с ним и между собой, как относятся к ребёнку учителя, какие ровесники его окружают. Гуманная педагогика Амонашвили, которая основывается на этом утверждении, едва ли могла бы существовать без открытия Выготского.

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

 Оценивание

Сама по себе двойка есть только отрицательное описание состояния знаний программы у этих детей, но она не говорит, что эти дети вообще получили в школе.
                                                                                                        Лев Выготский

Оценка по пятибалльной шкале остаётся мерилом успешности для большинства из нас. Мы привыкли мыслить категориями двоек и пятёрок, хотя отлично помним разницу между честно заработанной тройкой, натянутым трояком с двумя минусами и тройкой, поставленной по инерции. Приходится признать: оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика.

Выготский иллюстрирует это данными статистического исследования: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая — 5. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых — до 15. Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. Останется ли у второй мотивация стараться и дальше? Эта проблема стояла уже в начале XX века, но попытки решить её начались лишь недавно. 

Создатели лучших школьных программ утверждают: успехи школьников можно сравнивать только с их собственными успехами, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свой потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Поэтому в некоторых системах обучения полностью отказываются от оценок, другие заменяют их рейтинговой шкалой. У нас в «Домашней школе Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают очки опыта (XP), которые отражают их собственный прогресс.       

В первый год обучения ребенок больше всего нуждается в моральной и эмоциональной поддержке. Учеба должна приносить радость и не вызывать негативных переживаний. Каждый случай индивидуален, но можно дать общие рекомендации для родителей первоклассников:

  • не ругать ребенка за неуспехи,
  • сравнивать его результаты в учебе и хвалить за их улучшение,
  • хвалить именно его деятельность, работу (мне очень понравился твой рисунок, ты очень красиво написал букву «Б», мне приятно, что ты стараешься),  
  • ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми.

Очень важно выработать рациональный режим дня для ребенка, включающий обязательные ежедневные прогулки, смену деятельности. В первые месяцы не рекомендуется ребенка оставлять на группу продленного дня, не следует перегружать дополнительными занятиями, можно найти такую сферу деятельности, где он будет отвлекаться от учебы, но это должно приносить ему радость (секции или кружки эстетического или спортивного направления, продолжительностью не более 6 часов в неделю).

От чего зависит успех в адаптации

«Все дети привыкают к школе по-разному. В среднем адаптация может длиться от двух до шести месяцев, но наиболее трудное время, как показывает практика — это первые 2-3 недели.»

Если ребенок посещал детский сад, он быстрее сможет найти язык с новыми людьми, чем тот, кто воспитывался дома. Но это не гарантирует успеха в остальных видах адаптации.

Сложности с привыканием могут быть у детей, которые растут в детоцентричных семьях и окружены чрезмерной опекой и вниманием. Такие малыши часто не знают, как действовать в конфликтных ситуациях — скорее всего, они сами будут их провоцировать.

«Вопрос, как подготовиться к школе, больше не о том, куда ходил и чем занимался ребенок. Здесь важнее, чему научили его родители и другие значимые взрослые: умеет ли он ошибаться, адекватно принимать реакции на свои действия и анализировать их самостоятельно», — утверждает психологи.

         При правильной подготовке дошкольника адаптация проходит безболезненно. Это можно понять, если:

- Ребенок активно взаимодействует с одноклассниками, беспрепятственно общается с учителем.

- Проявляет интерес к урокам, спокойно и успешно выполняет домашнее задание.

- Его эмоциональное состояние стабильно, нет перепадов настроения и нежелания идти в школу.

- Быстро приспособился к новому режиму дня.

Но идеальная картина наблюдается далеко не у всех. Нередки случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь.

Таким образом, чтобы облегчить период адаптации первоклассника учитель должен учитывать такие аспекты, как  соблюдение режима и условий организации учебных занятий,  нормы учебной и внеучебной нагрузок, функциональные особенности организма, индивидуальные психологические, особенности ребенка.

Миру понадобилось не меньше 30 лет, чтобы осознать вклад Льва Семёновича в науку: с момента смерти учёного до 1960-х годов его труды были почти забыты. Но во второй половине XX века идеи Выготского и его последователей стали так популярны, что определили развитие всей советской психологической школы, а затем распространились за рубежом. 

В Европе Выготский известен как основоположник социальной психологии, а после издания его работ в США принципы образования и воспитания Выготского стали использовать по всему миру. В нашей стране на основе открытий Выготского созданы две самые знаменитые развивающие школьные программы — Занкова и Эльконина — Давыдова.  

Многие идеи Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения — всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад. Вполне вероятно, что в наследии этого учёного осталось ещё много смелых гипотез, которые пока ждут своего часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе. Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и...

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией  в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...

Коммуникативная деятельность ребенка. Основные проблемы адаптации ребенка к школе.

Когда ребенок приходит в школу, то помимо учебной деятельности ему приходится столкнуться с непривычной для него средой общения. Конечно, до этого он общался с другими детьми во дворе или в детском са...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»

В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная...