Статья "Кто в театре не бывал,тот полжизни потерял"
статья (старшая группа)

Блинова Лариса Анатольевна

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к межличностному взаимодействию. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками старших дошкольников  является одной из задач образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_v_teatre_ne_byval_-_statya_blinova.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кто в театре не бывал,

Тот полжизни потерял

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к межличностному взаимодействию. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками старших дошкольников  является одной из задач образовательного учреждения.

Под взаимодействием со сверстниками в старшем дошкольном возрасте следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на другого, как значимую и самоценную личность. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей, на развитие этих навыков нас и нацеливает ФГОС ДО.

Наряду с этим мы видим множество проблем в общении, которые возникают у современных детей. И деятельность воспитателя должна быть направлена на разрешение этого противоречия

Мне всегда было интересно использование в своей работе театрализованной деятельности, потому что  в процессе её реализации создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Я предположила, что именно театрализованная деятельность поможет мне научить детей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться

Свою деятельность я начала с изучения методической литературы по теме.

Ключевым для меня стало пособие Маханевой Майи Давыдовны «Театрализованные игры в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001г. Это пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно- эстетического и социально- эмоционального развития ребенка. Учебно- методическое пособие содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога. Это пособие помогло мне выстроить систему своей работы по развитию общения детей через театрализованную деятельность. Проанализировав свой опыт, а именно- участие в конкурсах, трансляцию опыта по развитию речи детей через театрализованную деятельность в сетевом педагогическом сообществе  и на муниципальных педагогических чтениях я пришла к выводу, что я смогу развить свой опыт в плане развития навыков общения у старших дошкольников

Следующим этапом стало создание условий для реализации моих замыслов.

Комплексно- тематическое планирование на год предполагало интеграцию большого количества тем, и я попыталась гибко включить в него работу над сказками.

Для успешной реализации поставленных задач была спроектирована развивающая предметно- пространственная среда

  Практическую деятельность с детьми  я начала с педагогической диагностики на  основании  книги « Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах» , Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов.- М: Линка-Пресс, 2014.

Критерием этой диагностики являлась коммуникативная инициатива.

Также я провела опрос родителей, определив уровень заинтересованности данной темой и  готовности к сотрудничеству. 

Для повышения эффективности развития общения детей    мною был разработан алгоритм работы над сказкой.

Первый этап – знакомство со сказкой -  для своей деятельности использую давно знакомые детям сказки, т.к  цель моя не постановка спектакля, а развитие речи детей в совместной творческой деятельности . Поэтому на этом этапе главное заинтересовать детей : использовались различные формы-, телепередача « Сказочные новости» , психологические  круги « В гости к сказке», « Сказочное настроение»,  сюрпризные моменты : письмо, сказочная карта, волшебный ларец и др, обязательно использую музыкальное сопровождение- специально подобранный репертуар “волшебной музыки”, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик.

Дальше начинается работа по знакомству со сказочными образами, для этого использую игры – беседы детей с персонажами, в процессе которых дети учатся вступать в общение, поддержать его, выразить симпатию, сочувствие. (например дети спрашивают зайца ( « Заюшкина избушка», что случилось,  почему он плачет, как ему помочь, сочувствуют ему, жалеют)

На следующем этапе начинаются игры- превращения и дети принимают на себя образ сказочного героя и упражняются в диалогах от его имени.  При этом и реплики, и движения детей обращены друг к другу. Прежде чем высказаться самому, надо услышать другого. Это приучает детей быть внимательными к чужому высказыванию. Диалоги учат не перебивать друг друга, вслушиваться в чужую речь, подстраивать свои действия и интонации. Затем дети учатся выстраивать общение без слов с помощью мимики, пантомимики, пластики , Начиная работу над персонажами,  опираюсь на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик,  корректирую и помогаю, подсказываю наиболее яркие особенности персонажа, помогаю глубже понять образ.

 Далее идет включение в театрализованную деятельность форм речевого этикета  ( Например, лягушка ( « теремок») приглашает зайца войти, присесть, предлагает ему чай и др.), на следующем этапе использовала упражнения развивающие мелодику ,ритм речи,  интенсивность произнесения, темп , тембр голоса, логическое ударение

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя.  Поэтому познакомившись со сказко мы организуем игру по мотивам этой сказки. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. И все навыки общения которые они получили ранее, они закрепляют в этой игре.Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. Обычно если сказка у нас поселилась и детям интересно с ней встречаться они начинают переносить эти впечатления в игру, они разыгрывают отрывки из сказок, придумывают новые сюжеты знакомой сказки, а иногда организуют игру в театр. И на этом этапе мы и можем отследить наши успехи в развитии общения : мы видим как ребенок  заранее продумывает свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – интонацию, мимику, позу, а самое главное он дожжен договориться с друзьями, выслушать их мнение, донести до них свои замыслы, согласиться с мнением другого.  Наблюдая за детьми видим уровень их коммуникативной инициативы.

Работая над сказкой в группе я не ставила перед собой цели постановки спектакля, но видела, как детям становиться интересно не только разыгрывать знакомые сказки, но и показывать их другим, так мы решили во взаимодействии с музыкальным руководителем подготовить спектакль для родителей.  Коллективный характер театрализованной деятельности позволил расширять и обогащать опыт сотрудничества детей со сверстниками, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.  Дети участвовали в распределении ролей, роли придумали для всех, дети обсуждали,  договаривались. Участвовали в рисовании афиши, изготовлении билетов, декораций, все это способствовало закреплению уже полученных навыков общения.  И конечно же спектакль, как коллективное творческое дело, где общий успех зависит от каждого способствовал, развитию навыков взаимодействия со сверстниками, адекватного эмоционального реагирования на другого как самоценную личность,  развитию эмоционального контроля и таких высшие социальные чувства, как эмпатия, сочувствие, сопереживание.

 Театрализованная деятельность  – это, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками  . Многие родители участвуют в создании декораций , атрибутов, изготавливают вместе с ребятами костюмы, игры, что способствует развитию общения детей и родителей и гармонизации детско- родительских взаимоотношений.

Интересен опыт привлечения родителей в роли артистов, силами родителей был подготовлен спектакль « Теремок», в ходе которого решались задачи  воспитания ЗОЖ

Дети стали договариваться, в группе стало меньше конфликтных ситуаций, они задумываются о том, как и в какой форме выразить свою мысль, как другие будут воспринимать сказанное и что самое важное они пытаются слышать другого, согласиться с мнением товарища и даже сдержать себя в сложной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "нужен ли театр детям дошкольного возраста"

Нужен ли театр детям дошкольного возраста...

8. Статья "Экскурсия в театр"

В статье  рассказывается о том как дети с родителями и воспитателями были приглашены в театр им. А. Калягина ....

Статья "Роль кукольного театра в жизни ребенка"

Использование театра кукол в работе воспитателя ДОУ...

Статья "Создавая детский театр"

В данной статье освещаются цели, задачи, способы, наработки создания детского театра в дошкольном учреждении....

Статья "Всемирный день театра"

Театральное представление в ДО «Сказка», вторая младшая группа «Теремок», 27.03.2017г.27 марта отмечается Всемирный День Театра.В ГБОУ 2083 СП «Ерино» дошкольном отделении    «Сказка» п...

Статья "Творческий проект- Театр для всех"

Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности.   С 1 ...

Кукольный театр "Как Серый волк аппетит потерял"

Веселый кукольный театр для детей старшего дошкольного возраста...