Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок»
консультация

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no6.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Правильно ли говорит ваш ребенок»

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, речь взрослых должна быть образцом: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.

Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы не допустить ошибок.

У каждого ребёнка этот процесс проходит индивидуально. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

С момента рождения ребёнка до 1,5-2 месяцев ребёнок обращает на себя внимания плачем и криком. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик «голода» отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.

Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление не координированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия рёбёнка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека.

В этот период ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та», «га-га-га», «ба-ба-ба» и т.д. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения.

Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где баба?», «Где мама?» и т.п. То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков позднее — на 11-12 месяцев. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.).

В 1-1,5 года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «пить дать» и др.). К концу второго года ребенок произносит до 200слов.

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. Словарь ребёнка возрастает, и составляет до 1000 слов. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. В норме в 3 года, ещё не сформировались произношение некоторых шипящих звуков и сонорные звуки. Допустимо смягчение некоторых звуков. 3-х летний возраст называют возраст «почемучек». Ребенок задает вопросы «Когда?» «Почему?» «Что это?» «Зачем?» и т.д. Категорически нельзя оставлять без ответа вопросы ребенка.

Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, в речи значительно увеличивается число прилагательных. Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение.

К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи.

В 6 лет ребёнок владеет 14000 слов. К 6 летнему возрасту в норме ещё допустимо появление звуков сложных по артикуляции, таких как - Р, Л.

В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Таким образом, в дошкольном возрасте проходит процесс интенсивного формирования двух основных сторон речевого процесса: психического и речедвигательного.

Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу  овладению письмом и письменной речью.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок"

Как развивается речь ребенка с момента рождения до школы....

консультация для родителей Правильно ли говорит Ваш ребенок

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь....

Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок?"

Каждый родитель хочет знать, правильно ли развивается речь его малыша? Вашему вниманию предлагается таблица с характеристикой речи ребенка согласно возрастной нормы. Сравнив результаты с данными табли...

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»...

Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок"

Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о ...