Влияние семейных традиций на развитие нравственности и патриотизма старших дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Шарова Ирина Юрьевна

Нравственные качества личности дошкольника, являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. Мы видим, что для формирования нравственных качеств у детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольника, главное, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка дошкольного возраста будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семейных традиций на развитие нравственности и патриотизма старших дошкольников.

Нравственные качества личности дошкольника, являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. Мы видим, что для формирования нравственных качеств у детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольника, главное, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка дошкольного возраста будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Дошкольный возраст является самой лучшей порой, так как в это время в ребенке происходят те значимые изменения, на которые впоследствии можно повлиять с положительной позиции. Поэтому, особенности развития нравственных качеств, их прочность, устойчивость у детей дошкольного возраста зависят от того, как они сформировались, какие задачи были заложены в основу педагогического воздействия, которые являются важной составляющей нравственного воспитания.

Семейное воспитание детей должно быть сознательным. Воспитание ребенка, очень трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду, как личности. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные.  

Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Семейные традиции в жизни ребенка дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, укрепляют родственные связи, ребенок гордится своей семьей, развивают чувство долга и ответственности. Ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всеми членами семьи, так принято. Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Соблюдение традиций прививает ребенку чувство любви, привязанности, уважения. Семейные традиции   для детей важны больше, чем для взрослых.  Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения его с социумом.  Ведь именно в семье, ребенок познает первый опыт межгендерных отношений, матери и отца, опыт отношений поколений, отцы и дети.

Будучи постоянно вовлеченным в дела семейные, дела бытовые, ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи. Он испытывает чувство причастности. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, каждый раз все больше включаясь в совместную деятельность.  И каким будет в дальнейшем эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений всех членов в семье. Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем семья богаче на традиции, тем разносторонней будет ребенок.  Если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но, если праздник сводится к застолью, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так. Хорошая семейная традиция сплачивает семью, делает всех людей, проживающих в одном доме или квартире, семьей. Она дает ребенку ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят.

Существование семейных традиций помогает понять ребенку свою индивидуальность, особенность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание ребенка, того что он отличается от кого-то, потому что существует такая славная традиция, помогает самоутвердиться и самореализоваться.   Традиции несут в себе много разнообразных функций, прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие ребенка, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка, и сплотить семью.

Таким образом, роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольника играет первостепенную роль, так как семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувство долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство, являясь инструментом укрепления семьи.

Список использованной литературы

  1. Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование. СПб.: Сова, 2004. 96 с.
  2. Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 1994. 164 с.
  3. Верб Л.Я. Под одним кровом. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  4. Ветлугина Н.А. Нравственное эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 1995. 49 с.
  5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2.  М., 1982.
  6. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 1983. 61 с.
  7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие.СПб.: Речь, 2010. 693с.
  8. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. 236 с.
  9. Дик Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. 254 с.
  10. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.  416 с.
  11. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд.  СПб.: Питер, 2008.  176 с.
  12. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара: СамГПУ, 1997. С.22.
  13. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.: В 2-х т. Т.1 Психология развития дошкольника. /Под редакцией В.А. Давыдова, В.П.Зинченко. М.: ,1985. 272 с.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.  СПб.: Речь, 2011.  384 с.
  16. Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. М.: Academia, 2001. 407 с.
  17. Семья и формирование личности /под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.
  18. Семья как фактор воспитания/ Т.А. Маркова, Л.В. Загик, В.М. Иванова и др. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
  19. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005.  276 с.
  20.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // Lib.podelise.ru: [сайт].  2013. URL:http:lib.podelise,ru/doc /2925/index-409.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности у старших дошкольников"

Обоснование актуальности проекта:Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно с...

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Влияние художественной литературы на развитие гуманных чувств у старших дошкольников.

Одной из задач в формировании личности дошколь­ника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что свя­зано с общим развити...

«Влияние семейных традиций на воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценн...

Влияние родительского отношения на развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников с нарушениями речи.

В настоящее время очень важно обращать вниминие родителей на приоритетное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, роль позитивных родительских установок. Особого внимания заслужтвают личност...

Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...